Сибирские огни № 03 - 1979
ках» о ж изненном пути и «автобиогра фиях». В 1934 году отец, Петр Павлович, ж енил ся вторично, а в 1935 году переехал на за работки в И гарку. Родились дети, обр а зо валась новая семья. А доходы оказались невеликими, организованности и согласия в семье было и того меньше. В автобиогра фии 1972 года В. Астафьев скаж ет об этом времени кратко: «Здесь мы хватили лиха». Пошел в ш колу В. Астафьев, ка к и все, с восьми лет. В первом классе учился в р о д ном селе Овсянка, в И гарке окончил на чальную ш колу, а вот осенью 1936 года, ко гд а надо было учиться в пятом классе, с ним случилась беда: остался он один, учил ся ко е -ка к и до марта 1937 года беспри зорничал, пока не был «сдан» в игарский детдом -интернат. В 1975 году, вспоминая о детдоме в И гарке, В. Астафьев с особым чувством признательности расскажет о его воспита теле, а затем д ир е кто р е Василии Ивановиче Соколове, которы й в те трудны е переход ные годы оказал на него благотворное влияние. Нет, больш е того,— весь его облик настоящего р усско го интеллигента, его по ведение, такт и чуткость, его знания и всег да в чем-то уникальный опыт о каж ут свое воздействие на всю ж изнь б уд ущ его писа теля, так ка к «Василий Иванович возвышал в собственных глазах униженны х и пр иб и тых сиротством малых людей, выявляя в них не то, за что их м ож н о еще больше унизить и растоптать, а то, что от рож д е ния было дано им матерью и природой». Более п о д р о б н о с В. И. С околовым мы познаком им ся позднее в повести «Кража», сейчас ж е , в текущ ем учебном году, В. Астафьев остался в пятом классе на вто рой год, и зим ой 1938 года он, катаясь на лыжах, сломал ногу в б е д р е и пролежал четыре месяца в гипсе. О тец с мачехой разыскали его и забрали дом ой в станок Карасино, где Петр Павлович работал де сятником на дровозаготовительном участ ке. Достатка и порядка, как и преж д е, в возросш ей семье не было, и четырнадца тилетний подросток, еще не оправившись от болезни, начал прирабатывать: заготав ливал дрова для пароходов, добывал на пр о д аж у рыбу в М ако вском озере непода леку от Енисея... «Зачем понадобилось отцу с мачехой забирать меня из детдома, где я был сыт, одет и обут,— недоумевал Вик тор Петрович спустя м н о го лет,— для меня до сегодня остается загадкой». В 1939 год у В. Астафьев снова оказался в игарском детдом е и снова — третий год — в пятом классе. Тут на его д етском пути встречается еще один замечательный че ловек — учитель литературы и поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский. В. И. С околов и И. Д . Рождественский раздули ж ивой о го н е к во внутреннем м ире б е сп о ко й н о го и впечатлительного п о д р о ст ка, и в 1941 году он благополучно окончил шестой класс. Игнатий Дмитриевич увле ченно, взволнованно, нередко нарушая п р о грамм у, рассказывал своим ученикам о бо гатствах, таящихся в р у с с ко м язы ке, учил вдумчиво читать и понимать красоту худо ж ественного слова, практиковал сочинения «на вольную тему», побуждал к творчест ву. «Вот так щ едро и доверительно отда вать себя людям , да еще маленьким , при общать их к сотворчеству способен все же редкий учитель»,— оценит впоследствии Виктор Петрович роль учителя И. Д . Рож дественского в своей судьбе. На одном из таких уроков в ш коле В. Астафьев напишет сочинение под назва нием «Жив!». В нем, вероятно, впервые прорвалось наруж у то радостное, до слез умилительное и прекрасное, что пережил недавно ш ко л ьн ик в тесном единении с природой на М ако вском озере. Сочинение было признано лучшим в классе и п ом ещ е но в руко писном ж урнале игарской ш колы № 12. Через несколько лет писатель, тогда начинающий, вспомнит о своем ш кольном сочинении и напишет рассказ для детей «Васюткино озеро». В мае 1941 года В. Астафьеву исполни лось 16 лет — детдом нуж но было п о ки дать. В ранней автобиографии об этих днях рассказано так: «Деваться некуда. Один, ка к перст. Возраст дикий и ром ан тичный. Д уша от книг размягченная, мечта тельная, а жрать нечего, жить негде, приткнуться не к ком у». П оездка к отцу ничего не дала — отчуждение, возникшее за последние годы, лишь укрепилось. Вер нулся в И гарку и стал работать ко но во зч и - ком на кирпичном заводе, чтобы накопить денег и выехать из Заполярья в К расно ярск. О сенью с большими трудностями, так ка к уж е шла война, В. Астафьев добирается до города и на станции Енисей поступает в Ф ЗО . Сначала, правда, он пробовал учиться на тракториста, но, обнаруж ив «неспособ ность» к технике, поспешил оформиться в только что откры тую ж е л е зн о д о р ож н ую ш колу. В июне 1942 го д а группа учеников получила специальность «составителей по ездов» и была направлена на работу. В. Астафьев, [проработав на станции Баззи- ха всего четыре месяца, уходит в армию добровольцем . О глубинных мотивах поведения юнош и в дни войны говорить не приходится: они ясны. А вот о непосредственном толчке, побудившем немедленно пойти на фронт, рассказано в одной из заключительных глав «Последнего поклона»: «Мне, А б росим ову, К узьм е и трем п о ж и лым рабочим с промучастка велено было заняться погребальными делами. На стан ции отцепили от поезда, идущ его с эвакуи рованными из Ленинграда, лЪдник, набитый покойниками... Похоронами я был не просто раздавлен, я был вы потрош ен, уничтожен ими и, не выходя на работу, отправился в Б ерезовку, в вое нком а т — проситься на фронт». В этом ж е 1942 году В. Астафьева п р и везли в Н о в о си б и р ск— обучался в пехот ном полку, убирал в И скитим ском районе хлеб, зимой овладевал профессией шофе ра,— и весной 1943 года отправлен на перед овую . Д о самого конца войны он оставался рядовым солдатом. Менялись только профессии — шофер, артподвозчик, связист, ко ню х, ко гд а оказался п о р а н е н и ю
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2