Сибирские огни № 03 - 1979

КРИТИКА. ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ Н. Яновский Н А Ч А Л О О раннем периоде жизни и творчества Виктора Астафьева I Принято считать: творчество Виктора Астафьева автобиографично. Основание для этого, безусловно, есть. Лю бое п р о и з­ ведение, в сущности, немыслимо вне об­ стоятельств и событий ж изни его автора, д аж е если оно посвящено исторической тем е. Но было бы более чем странно счи­ тать образы Ильки Верстакова, Толи М азо- ва или Вити Потылицына точной копией о д ­ ного характера — самого писателя, их соз­ давшего. И повести, где действую т эти герои, различны по своем у пафосу, и сами герои, несущие в себе не одинаковы е ав­ то р ские цели, разные, й если похожи в чем -либо д р у г на друга, то то л ько своей положительностью , своей лиричностью . В недавнем интервью В. Астафьев спра­ ведливо сказал: «В лю бом случае герой — это какой-то вымысел. Д аж е м оя бабуш ка в «Последнем поклоне» — наиболее авто­ биографическая героиня — не совсем соот­ ветствует реальной бабуш ке». К этом у сле­ д ует добавить, что творчество В. Астафьева не исчерпывается произведениями, в ко то ­ ры х элемент автобиографичности прояв­ ляется заметно или сознательно по д ч е р к­ нут. Наряду с «Перевалом», «Последним покл оном » и «Кражей» есть «Стародуб», «Пастух и пастушка», «Царь-рыба» и м но ­ гочисленные рассказы. Герои В. Астафьева в подавляющ ем большинстве его соврем енники. Их станов­ ление и рост, их переживания и п о тр ясе ­ ния, естественно, соответствуют ж и зне н­ ном у опы ту их создателя, но никогда буквально не совпадают с ним, не исчерпы ­ вают его, так ка к создавались эти герои на различных этапах нашей истории и в раз­ ные периоды ж изни писателя, а потом у и не с одинаковой степенью понимания лю ­ дей и собы тий: по глубине постижения ха­ рактера Илька Верстаков не сопоставим с Толей М азовым , да и само врем я в пове­ стях «Перевал» и «Кража» дано в несов­ падающих разрезах и изм ерениях. З акон ом е р но , что наступил мом ент, ко г­ да В. Астафьев почувствовал: необходим о написать автобиограф ию . Так появились «О себе» (1966), «Рассказ о рассказе» (1968), «Сопричастный всему ж ивом у» (1972), «С тержневой корень» (1975) и м н о ­ гие д ругие «биограф ические справки» в книгах писателя, написанные с его слов и согласия. Видимо, назрела потребность в объединении всех биограф ических сведе­ ний о писателе, учитывая возр о сш е е значе­ ние е го творчества в со вр ем ен ном литера­ тур ном процессе. Виктор Петрович Астафьев родился в ночь на 2 мая 1924 года ;в селе Овсянка К р асн о яр ского края в семье крестьянина Петра Павловича Астафьева (род . 1901 г.). Его мать, Лидия Ильинична, ур ож д е нна я По­ тылицына (род . в феврале 1901 г.), погибла, когда сы ну исполнилось восем ь лет. Она утонула в Енисее в ию не 1932 года. В по­ вести «Перевал», посвящ енной «светлой памяти матери м оей Лидии Ильиничны», Илька с неж ностью вспоминает о своей так ж е погибш ей маме. Надо полагать, это та правда, ко то р ую сохранила цепкая па­ мять мальчика и которая поэтически пре­ ображена затем зрелым че л о в е ком -худ ож - ником . Родилось нечто неповторим ое и для нас, читателей, ж ивое, полное любви. Семья со стороны матери — «трудовая, о гром ная, степенная и . певучая» — с наи­ большей полнотой представлена в «Послед­ нем поклоне», p iзy м e e тc я в обобщ ениях, обы чно не предусматриваемы х в «справ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2