Сибирские огни № 03 - 1979
кверху, зияя своей неприкры той уродливой наготой». Эти строки написал И горь Всеволодович К рестовский. Он, пока был жив, м но го спо собствовал во зр ож д е нию скульптурного убранства Павловского м узея. Его вы сказы вания часто были решающими. А в Петро- дворце зр им о воплотились не только его советы и указания, но и непосредственный труд ваятеля. Душа Петродворца — фонтаны. С них и начали восстановление. Фашисты постара лись испортить все, что было в их силах. Только в системе Большого каскада пред стояло заново отлить сто пятьдесят б р о н зовых предм етов. О собенно страшило ре ставраторов отсутствие четырех самых крупны х и ответственных скульптур, соз-, данных замечательными русским и ваятеля ми: «Самсона, побеж дающ его льва» И. К о з ловского, «Невы» Ф . Щ едрина, «Тритонов» и «Волхова» И. Прокоф ьева. Их не смогли снять в с о р о к первом году, и они стали д о бычей оккупантов. Воссоздать «Самсона» взялся один из старейших ленинградских монументалистов Василий Львович Симонов, груп п у «Трито ны »— Николай Васильевич Дыды кин, «Не ву» — Виктор Вильгельмович Эллонен, а «Волхова» — И горь Всеволодович Крестов ский. Каждый автор долж ен был ка к бы пере воплотиться в своего далекого предшест венника, ощутить дух того времени, п р о никнуть в стиль утраченных оригиналов. Н уж но было понять и сим волику фигур Большого каскада. Это крупнейш ее фонтан н о е сооруж ение создавалось по указанию Петра Первого. Царь даж е сам начертил первоначальный проект и внимательно сле дил за его осуществлением, вникал в м е лочи, вплоть до того, что определил, ка к должны чередоваться вазы и статуи на сту пенях каскада. Все это было не случайно, а подчеркивало большой смысл и значение своеобразного памятника в честь победы России над Ш вецией в Северной войне. Полтавская битва произошла в день свя того Самсония по христианскому календа рю . Но скульптор изобразил на этого свя того, а его библейского «тезку» — леген д арного героя, обладавшего такой силой, что в единоборстве со львом разорвал ему пасть. А в гербе Швеции было изоб раж е н и е льва. Так и родилась эта аллегория. Петра уж е вскоре после Полтавской побе ды называли «Самсоном российским , ры кающ его льва свейского преславно растер завшим». Что ж е обозначаю т фигуры м олодой женщ ины и м огуче го старца, сидящ ие на дельфинах позади Самсона, возле стены ковша? У их ног бурлит и клокочет вода, стекает сверкающ ими струями в о кр у г по стаментов. Это олицетворение отвоеванной у врага Невы, на берегах ко торой строи лась новая столица, и Волхова — древнего то р го вого пути. Их образы раскры ты в п о эме Ломоносова «Петр Великий»: ...Дабы Российскою могущею рукою Потоки Волхова соединить с Невою. О реки близкие, но прежде разделены . Ликуйте тщ анием Петровым сопряж ены . Стихи, исторические описания, фотогра фии, чертежи, рисунки — все было необхо димо скульпторам . Крестовский доскональ но изучил эти материалы и творчество Прокофьева, копировал его работы. По чувствовав, что овладел его манерой, начал лепить. Первые маленькие эскизы он за браковал. Снова обратился к оригиналам Прокофьева. Советовался с товарищами, которы е переживали такие ж е сомнения и трудности. О собенно полезными были встречи с Ды ды киным : ведь они оба воз рождали произведения одного автора. По рой их затруднения приходилось распуты вать сообщ а с хранителями, искусствове дами, историками. Возник, например, не ско л ько смешной, но очень важный при научной реставрации вопрос: чем заканчи вались хвосты тритонов? Этих сказочны х существ в разные времена изображали по- разном у. Только дополнительное исследо вание позволило сказать: Прокоф ьев, не сомненно, вылепил их с плавниками в фор м е трилистника. С этим согласились все авторитеты. 14 сентября 1947 года в Петродворце произошел грандиозный народный празд ник. Его героем был воскресший «Самсон». А 23 марта 1950 года трехтонные фигуры «Волхова», «Невы» и «Тритонов», родивши еся во второй раз, заняли свои места в ковш е Большого каскада. В те дни человечество всего м ира стало богаче. В благодарность за сохранение памятни ков Ленинграда и возрож дение скульпту ры пригородны х дворцов и парков И горю Всеволодовичу К рестовском у предоставили прекрасную мастерскую на Гаванской ули це. Я бывал там не раз, рассматривал рельефы, бюсты, статуэтки, монументаль ные статуи, декоративны е ком позиции. Их было так м ного, что огр ом но е помещение казалось тесным. Хозяин м астерской соз дал более двухсот скульптур. Но те, кото рые он воссоздал, потребовали от него не меньшего таланта, мастерства, вдохнове ния. Н евы сокого роста, худощавый, с седой острой бор о дко й, с тонким интеллигентным лицом, Игорь Всеволодович внешне был ка к бы собирательным образом проф ессо ра. Напоминала об этом и его манера го ворить. А ка к он знал скульптуру, историю р у с с ко го искусства, свой город ! — Так вы и этим интересуетесь? Прият но. Извольте, м олодой человек, я вам сейчас расскаж у. М ож е т быть, вы знаете... Нет, не знал м олод ой человек того, что хранил в своей памяти заслуженный дея тель искусств Крестовский, ( П р о д о л ж е н и е с л е д у е т )
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2