Сибирские огни № 03 - 1979
придется д олго залечивать раны. Уйдут д е сятилетия. За это зрем я руины окончатель но разрушатся... Так рассуждали 1коди и с горечью произ носили фразу, ко то р ую часто м ож н о было слышать с трибуны : «Мертвых не во скр е сить»... Вдруг по залу прогромы хали тяжелые сапоги. К президиум у решительно подошел солдат в расстегнутой шинели и попросил слова вне очереди. П ожилой профессор, председательствовавший на собрании, с тр уд ом узнал архитектора Ф е д о р а Ф е д о ровича Олейника. Он приехал сюда прямо с фронта. — Не воскресить, говорите? — крикнул в зал О лейник,— А на что ж е у нас руки и головы? Чтобы мы позволили себе бед неть? Мы, вернувшие м иру тысячи занятых оккупантами городов? За то мы и дрались, чтобы все вернуть, все, что у нас отнято фашистами. Пуш кин, Павловск, Петергоф ... Не верю , что народ позволит нам сделать из 'них (памятники фашизму на нашей зем ле. У нас создавалась красота, от утраты ко то р о й человечество всего мира чувству ет себя беднее. Мы ее и д олж ны воссоз дать. О лейник достал из. кармана гимнастерки маленький этю дник и потряс им над гол о вой: — В окопах, лежа м еж д у одним боем и д р угим , я по памяти рисовал то, о чем мы здесь толкуем . Так ведь это на фронте! А разве нет у нас здесь, в Ленинграде, де сятков отличных обмеров наших памятни ков?! Только у меня о дного есть все про м еры сгоревш его купола Павловского дворца. Нет разве тысяч фотографий?! Да то, что уцелело,— это ж е все ж ивое! Раненое, но ж ивое! Надо только ничему не дать затеряться и (погибнуть. И спасать, спасать сегодня, не дожидаясь конца вой ны! Засучив рукава надо работать. Не впер вой нам, русским , это делать. Восстановим и то, что исчезло. Зал д р у ж н о аплодировал этой страстной речи. Горячее одобрение вызвали и слова старейшего со ве тско го зодчего академика Алексея Викторовича Щ усева: — Если не сделаем этого мы, соврем ен ники, эндющие и помнящие эти дворцы во всем их блеске, то следующ ее поколение никогда восстановить не сможет. Крестовский всем сердцем разделял это мнение. Да и не только он. С отрудники за город ны х музеев, хранившие вывезенные экспонаты в И саакиевском соборе, всю бл окад у готовили материалы для будущих восстановительных работ. Едва отгремели салюты в честь победы под Ленинградом , ка к бригады опытных и молодых специали стов ¡поехали на еще дымившиеся, еще не очищенные от мин пожарища. И горь Всеволодович Крестовский воз главил бригаду, которая работала в Пав ловске. Вскоре туда ж е приехал Ф е д о р Ф е д орович Олейник: его демобилизовали досрочно, чтобы с самого начала в о зр о ж дения ансамбля использовать знания и опы т этого увлеченного человека. А ди р е кто р дворца-м узея Анна Ивановна Зеле- нова после первой поездки не стала д о жидаться д ругих оказий и пеш ком ушла из Исаакиевского собора в Павловск. П р еж д е чем восстанавливать дворец, нуж но было остановить продолжавшееся разрушение. С пролом ленны х потолков па дали куски лепки, рушились обгоревшие конструкции. С кульпторы под р уко во д ст вом Роберта Карловича Таурита закрепля ли рассыпавшиеся гипсовые украшения растворами смол и олифы. В помощ ь ре ставраторам горсовет прислал группу ж е н щин. Они разбирали завалы в залах м узея. По локоть по гр уж а я руки в пепел и угли, все участники этой работы о сто р ож но про щупывали каж ды й сантиметр и собирали облом ки м рам орны х каминов, лепных кар низов, фарфоровых ваз, бронзовы е укр а шения... Эти остатки стали образцами для восстановления д во р цо вого убранства. Ими хранители очень д ор ож ил и, подробно за писывали, из ка ко го зала, с какой стены взят каж ды й кусо че к. От этого во м ногом зависел успех небывалого дела. 8 по б е д н ом м ае 1945 года консервация Павловского ансамбля была в основном закончена. Наступила пора строительства. Д во р е ц еще стоял без крыш и, а скульпто ры во дворе уж е лепили барельефы. М ра м орщ ики начали монтировать панно. Толь ко просохла ш тукатурка, ка к поднялись на леса лепщики. Вот ко гд а пригодились фрагменты п о д линных, старинных украш ений! Закон ре ставраторов— ¡все уцелевшее вернуть на место, каж ды й завиток деревянной резь бы, каж ды й о ско л о к кам ня, ка ж д у ю б р о н зовую накладку. Это не только дает ощ у щение подлинности, первозданное™ всему убранству. Это еще и сдерж ивает буйную фантазию мастеров. Ведь их задача — не со ревноваться с предшественниками, а стро го следовать их стилю, манере. Поэтому полуобгоревш ий ку с о к рамы зеркала или картины обязательно починят, а не заме нят новой резьбой. Утраченное ж е во зр о дят с предельной точностью . Резчик работал над одной вещ ью — сто лом, диваном или рамой — несколько м е сяцев, а то и год. Потом за тот ж е диван принимались позолотчицы . Потом его об тягивали тканью , ко то р ую делали по уце левшим м аленьким кусочкам , по ф отогра фиям и зарисовкам , описаниям и истори ческим документам . Так прошла четверть века. Весной 1970 года бы ло завершено восстановление всех со р о ка пяти художественно отделан ных залов П авловского дворца. Он первым в пригородах Ленинграда полностью под нялся из руин и .пепла. «Теперь, при посещении восстанавливае мых дворцов, о собенно Павловского, никто из непосвящ енны х н е м ож е т д аж е пред ставить себе, что все это красиво е убран ство интерьеров было во время войны пре дано огню , а все залы и анфилады дворцов провалились вглубь в первый этаж, обра зовав кучи из земли, обгорелы х д осок, ба лок, кровельного железа, м усора, д оходив шие до второго этажа, а обгорелы е, закоп ченные, полуразруш енные стены тянулись
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2