Сибирские огни № 03 - 1979

таки они надеялись, что эти сведения пре­ увеличены. После поездки научный сотрудник дирекции дворцов и парков Петродворца Марина Александровна Тихомирова напи­ сала в отчете: «Петергоф превращен в груд у развалин. Сожженны й, разграблен­ ный фашистскими варварами, он взывает о мести. Это был архитектурный ансамбль, по своей грандиозности и красоте не имев­ ший равных в мире». Такими ж е горестными и гневными были отчеты о состоянии Пушкина и Павловска. Гатчинский дворец сначала показался со­ всем целым, даже его двери сохранились. Но едва хранители открыли их и переступи­ ли порог, надежды исчезли: внутри все бы­ ло уничтожено пожаром , рушилось и отва­ ливалось. Сгорела даж е мраморная обли­ цовка .стен. Тронешь п а л ьц ем— сыплется п орош ок. Эти разрушения не были случайностью войны. Гитлеровцы, поняв, что им пора уносить ноги, сознательно и методично уничтожали все, что не успели разграбить, что не могли унести в своих ранцах. К о г­ да загорелся Большой дворец Петергофа, фашисты запретили советским людям, ока­ завшимся в оккупации, тушить его под страхом смерти. Здание полыхало три дня, п о ка пламя не истребило все, что могло гореть. В Северном кор пусе Павловского дворца изящный резной паркет измочали­ ли копытами лошади — немцы устроили здесь конюш ню . В Гатчине на стене сож ­ ж е нно го дворца писательница Вера Инбер, ездившая вместе с хранителями, прочла надпись химическим карандашом: «Когда Иван придет — тут все будет пусто». Есть такой документ, датированный 15 июня 1945 года,— «Протокол заседания Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодея­ ний немецко-фашистских захватчиков и их сообщ ников о причиненном ими ущербе •гражданам, общественным организациям, предприятиям и учреж дениям Ленинграда и его пригородов». Это длинный, на м ного страниц, перечень преступлений фашистов. Вот краткая выписка из него: «Гитлеровцы варварски разрушили цен­ нейшие памятники культуры и искусства. Они разрушили и повредили из 300 нахо­ дящихся под государственной охраной 187 исторических зданий, среди них Зимний, Таврический, М ариинский и Строгановский дворцы ; Адмиралтейство, Инженерный за­ м ок, Биржа, Петропавловская крепость, Го­ сударственный банк, Главный почтамт, Иса- акиевский и Казанский соборы ; значитель­ но повредили здания и экспонаты Эрмитажа, Русского м узея, музея Этнографии, Социа­ листического сельского хозяйства, Связи, Военно-М орского флота, Географического и других музеев... Немцы и их сообщ ники уничтожили и по­ вредили гранитные набережные, ростраль­ ные колонны у Ф онд овой биржи, Н зрвские ворота, памятник П уш кину на месте дуэли; решетки, ограды, монументы и садово-пар­ ковые ансамбли Ленинграда. Немцы унич­ тожили тысячи деревьев в Центральном парке культуры и отдыха, в Таврическом, в М ихайловском и других садах и парках и свыше 800 деревьев в Летнем саду. Разрушению и бе зуд е рж ном у грабежу гитлеровцы подвергли прекрасные приго­ родные дворцово-парковы е комплексы Ле­ нинграда: Гатчина, Павловск, Петродворец, Пушкин, Ораниенбаум, Стрельна, Новозна- менка. Они полностью уничтожили д вор­ ц ы — Английский и «Собственная дача» в Петродворце, Екатерининский в Пушкине, Павловский, Гатчинский; разграбили и раз­ рушили дворцы — Марли, М онплезир, Кот­ тедж, Нижний и Ф ерм е рский, Бельведер, Александровский, Приоратский и Констан- тиновский, уничтожили павильоны в двор­ цовых садах и парках, знаменитую , фонтан­ ную систему в Петродворце». Сумма ущерба, нанесенного фашистами памятникам архитектуры и искусства в Ле­ нинграде и его пригородах, превысила двадцать миллиардов рублей. Но какими деньгами м ож но измерить ценность, ска­ ж ем , Янтарной комнаты? Ее в восемнадцатом веке кропотлив-о создавали гданьские, копенгагенские и ке­ нигсбергские мастера. У ж е тогда она пре­ восходила все, что когда-либо делалось из янтаря. А ко гд а эта жем чужина искусства стала достоянием России и великий зодчий Растрелли вставил ее в «оправу» Екатери­ нинского дворца, она приобрела славу од­ ного из чудес света. Растрелли и его по­ мощ ники поместили в зале большие зерка­ ла на белых с золотом подзеркальниках, повесили на стены золоченые светильники, изготовили м ножество украшений. Стро­ гий, несколько скучноватый берлинский стиль сменился ярким , причудливым, тор­ жественным и жизнерадостным русским барокко. Блеск зеркал, сверкание- золота неожиданно и остро гармонировали с теп­ лыми тонами «солнечного камня». Его по­ лированными кусочками были облицованы все стены, а середину их занимали четыре мозаичных картины из цветных камней в резных янтарных рамах. Пластинками янта­ ря была украшена и мебель. Все это про­ изводило неизгладимое впечатление. К ом ­ ната горела внутренним светом. Вскоре после снятия фашистской блока­ ды м еж дународны й съезд архитекторов прислал из Лондона соболезнование совет­ ским людям по поводу страшных разруше­ ний, совершенных фашистами п о д Ленин­ градом. В их письме говорилось: «Челове­ чество всего мира стало беднее от утраты таких памятников вы сокой культуры, как Пушкин и Павловск». Эти слова были прочитаны на большом собрании, где обсуждалась судьба разру­ шенных дворцов. Некоторые оценивали обстановку мрачно, не видели из нее выхо­ да. Дело было не только в масштабах по­ терь. Еще шла кровопролитная война с фа­ шизмом , еще далека была окончательная победа над врагом. А в освобожденных районах миллионы людей остались без кр о ва над головой, без самого необходи­ м ого для жизни. Разумно ли, гуманно ли тратить огром ны е народные средства на восстановление царских покоев? Стране

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2