Сибирские огни № 03 - 1979
таки они надеялись, что эти сведения пре увеличены. После поездки научный сотрудник дирекции дворцов и парков Петродворца Марина Александровна Тихомирова напи сала в отчете: «Петергоф превращен в груд у развалин. Сожженны й, разграблен ный фашистскими варварами, он взывает о мести. Это был архитектурный ансамбль, по своей грандиозности и красоте не имев ший равных в мире». Такими ж е горестными и гневными были отчеты о состоянии Пушкина и Павловска. Гатчинский дворец сначала показался со всем целым, даже его двери сохранились. Но едва хранители открыли их и переступи ли порог, надежды исчезли: внутри все бы ло уничтожено пожаром , рушилось и отва ливалось. Сгорела даж е мраморная обли цовка .стен. Тронешь п а л ьц ем— сыплется п орош ок. Эти разрушения не были случайностью войны. Гитлеровцы, поняв, что им пора уносить ноги, сознательно и методично уничтожали все, что не успели разграбить, что не могли унести в своих ранцах. К о г да загорелся Большой дворец Петергофа, фашисты запретили советским людям, ока завшимся в оккупации, тушить его под страхом смерти. Здание полыхало три дня, п о ка пламя не истребило все, что могло гореть. В Северном кор пусе Павловского дворца изящный резной паркет измочали ли копытами лошади — немцы устроили здесь конюш ню . В Гатчине на стене сож ж е нно го дворца писательница Вера Инбер, ездившая вместе с хранителями, прочла надпись химическим карандашом: «Когда Иван придет — тут все будет пусто». Есть такой документ, датированный 15 июня 1945 года,— «Протокол заседания Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодея ний немецко-фашистских захватчиков и их сообщ ников о причиненном ими ущербе •гражданам, общественным организациям, предприятиям и учреж дениям Ленинграда и его пригородов». Это длинный, на м ного страниц, перечень преступлений фашистов. Вот краткая выписка из него: «Гитлеровцы варварски разрушили цен нейшие памятники культуры и искусства. Они разрушили и повредили из 300 нахо дящихся под государственной охраной 187 исторических зданий, среди них Зимний, Таврический, М ариинский и Строгановский дворцы ; Адмиралтейство, Инженерный за м ок, Биржа, Петропавловская крепость, Го сударственный банк, Главный почтамт, Иса- акиевский и Казанский соборы ; значитель но повредили здания и экспонаты Эрмитажа, Русского м узея, музея Этнографии, Социа листического сельского хозяйства, Связи, Военно-М орского флота, Географического и других музеев... Немцы и их сообщ ники уничтожили и по вредили гранитные набережные, ростраль ные колонны у Ф онд овой биржи, Н зрвские ворота, памятник П уш кину на месте дуэли; решетки, ограды, монументы и садово-пар ковые ансамбли Ленинграда. Немцы унич тожили тысячи деревьев в Центральном парке культуры и отдыха, в Таврическом, в М ихайловском и других садах и парках и свыше 800 деревьев в Летнем саду. Разрушению и бе зуд е рж ном у грабежу гитлеровцы подвергли прекрасные приго родные дворцово-парковы е комплексы Ле нинграда: Гатчина, Павловск, Петродворец, Пушкин, Ораниенбаум, Стрельна, Новозна- менка. Они полностью уничтожили д вор ц ы — Английский и «Собственная дача» в Петродворце, Екатерининский в Пушкине, Павловский, Гатчинский; разграбили и раз рушили дворцы — Марли, М онплезир, Кот тедж, Нижний и Ф ерм е рский, Бельведер, Александровский, Приоратский и Констан- тиновский, уничтожили павильоны в двор цовых садах и парках, знаменитую , фонтан ную систему в Петродворце». Сумма ущерба, нанесенного фашистами памятникам архитектуры и искусства в Ле нинграде и его пригородах, превысила двадцать миллиардов рублей. Но какими деньгами м ож но измерить ценность, ска ж ем , Янтарной комнаты? Ее в восемнадцатом веке кропотлив-о создавали гданьские, копенгагенские и ке нигсбергские мастера. У ж е тогда она пре восходила все, что когда-либо делалось из янтаря. А ко гд а эта жем чужина искусства стала достоянием России и великий зодчий Растрелли вставил ее в «оправу» Екатери нинского дворца, она приобрела славу од ного из чудес света. Растрелли и его по мощ ники поместили в зале большие зерка ла на белых с золотом подзеркальниках, повесили на стены золоченые светильники, изготовили м ножество украшений. Стро гий, несколько скучноватый берлинский стиль сменился ярким , причудливым, тор жественным и жизнерадостным русским барокко. Блеск зеркал, сверкание- золота неожиданно и остро гармонировали с теп лыми тонами «солнечного камня». Его по лированными кусочками были облицованы все стены, а середину их занимали четыре мозаичных картины из цветных камней в резных янтарных рамах. Пластинками янта ря была украшена и мебель. Все это про изводило неизгладимое впечатление. К ом ната горела внутренним светом. Вскоре после снятия фашистской блока ды м еж дународны й съезд архитекторов прислал из Лондона соболезнование совет ским людям по поводу страшных разруше ний, совершенных фашистами п о д Ленин градом. В их письме говорилось: «Челове чество всего мира стало беднее от утраты таких памятников вы сокой культуры, как Пушкин и Павловск». Эти слова были прочитаны на большом собрании, где обсуждалась судьба разру шенных дворцов. Некоторые оценивали обстановку мрачно, не видели из нее выхо да. Дело было не только в масштабах по терь. Еще шла кровопролитная война с фа шизмом , еще далека была окончательная победа над врагом. А в освобожденных районах миллионы людей остались без кр о ва над головой, без самого необходи м ого для жизни. Разумно ли, гуманно ли тратить огром ны е народные средства на восстановление царских покоев? Стране
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2