Сибирские огни № 03 - 1979
Х Р А Н И Т Е Л И К Р А С О Т Ы — ----------------------- --------------------------------- 1 ся монументальный образ героя из глубин народа. Скульптура создана в 1813 году, во вре м я Отечественной войны с Наполеоном. Дем'ут-Малиновского вдохновил действи тельный случай — не менее потрясающий, чем древнеримская легенда. В наполеоновской армии находилось м ного солдат из захваченных французами стран. Некоторых силой заставляли сра жаться во имя честолюбивых планов импе ратора. Таким солдатам на р уку ставили клеймо, словно скоту. Выжгли его и рус ском у крестьянину, захваченному в плен. Но он не захотел стать предателем. Лучше смерть, чем позор! Пленный схватил топор и отрубил свою р уку вместе с ненавист ным клеймом... Патриотизм и силу духа народа воссла вил Демут-М алиновский этой статуей. Она и сейчас стоит в Русском музее. Но в 1928 году экспонат находился на краю гибели. Части скульптуры были соединены очень ненадежно. Чтобы скрепить их, Крестов ский залил внутрь гипс. М олодой рестав ратор и не подозревал, что этот материал некоторых марок, высыхая, увеличивается в объеме. Благополучно закончив работу, И горь Всеволодович ушел домой. А ночью в музее в полной тишине раздался грохот, напугавший сторожей. Гипс расширился и разорвал скульптуру. У тром перед глазами удрученных со трудников музея предстала плачевная кар тина: у «Русского Сцеволы» рухнула на пол рука с топором , отлетела часть груди... От Крестовского потребовали: во что бы то ни стало восстановить экспонат! Реставратор вместе с помощ ником рабо тал днем и ночью, почти не выходя из м у зея. К несчастью, уборщица успела смести осколки в одну кучу. Из нее было очень трудно выбирать подходящие один к д ру гом у кусочки. И все же работа удалась. «Русский Сцевола» стоял в музее точно та кой же, каким создал его Демут-М алинов ский. Посетители даже не замечали тре щ и н— так плотно были подогнаны осколки. Эту трагедию со счастливым концом быстро забыли. Не м ог забыть ее только И горь Всеволодович. О ка стала для него ур о ком на всю жизнь. Ведь реставратор не имеет права ошибаться. И когда в Русском м узее произошла новая трагедия, Крестов ский был во всеоружии своего то нко го и точного дела. Это случилось в конце декабря 1УхУ го да. Один посетитель (как потом выясни лось, душевнобольной человек) долго, при стально смотрел на скульптуру Врубеля «Голова Демона». Потом подбежал к ней, поднял и с силой бросил на пол. Гипсовая голова разлетелась вдребезги... Крестовский постарался избежать преды - дущей ош ибки: место, где лежали осколки «Головы Демона», огородили, к кусочкам гипса никто не притронулся. Это было очень важно. У Игоря Всеволодовича зрела уверенность, что ему помогут законы фи зики и математики. В хаосе осколков он искал порядок, научно обоснованную зако номерность, согласно которой распредели лись части скульптуры в зависимости от на правления и силы удара. Посоветовался со специалистами и укрепился в надежде до биться успеха. Сотрудники музея часто приходили в зап Врубеля, затаив дыхание, следили за точ ными ’и осторожными Движениями Игоря Всеволодовича. Уходили на цыпочках, об легченно вздыхали: кажется, получается!.. Постепенно осколки превратились в группы, ка к говорил Крестовский,— в узлы. Потом узлы соединялись друг с другом . Самые мелкие оско л ки, размером всего в полмиллиметра, реставратор поднимал пин цетом, находил для них место. А всего осколков оказалось больше шестисот. Два месяца продолжалась эта удиви тельная работа. И «Голова Демона» ожила! Ее снова установили в зале. Во избежание каких-либо новых неприятностей намертво прикрепиди к подставке, а подставку к полу. Возродив «Голову Демона», Крестовский действительно совершил чудо. Но это лишь эпизод, хоть и блестящий, в его послужном списке реставратора. Игорь Всеволодович в 30-х годах устранял повреждения Триум фальной арки у М осковских ворот, Рост ральных колонн, Колесницы Славы на фрон тоне А кад ем ического театра драмы имени Пушкина, атлантов Эрмитажа и многих д ру гих скульптур. Вот почему именно ему поручили укры вать ленинградские памятники от фашист ских бомб и снарядов. Но памятниками истории и культуры являются и здания, сооруженные великими зодчими, украшен ные великими ваятелями и живописцами. Каждый снаряд, каждая бомба, попадая в эти здания, попадали и в сердце реставра тора, скульптора, потомственного питерца, воспринявшего с рождения, от отца пи сателя Всеволода Крестовского,—• горячую и преданную любовь к прекрасному го р о ду на Неве. Не давала покоя И го рю Всеволодовичу и боль за пригородны е ансамбли, за тцся- чи произведений искусства, которы е оста лись в руках немецких захватчиков. Это бы ла общая боль всех, ком у д ороги памятни ки культуры. 27 января 1944 года над Невой гремел и сверкал первый за всю войну победный са- лют. Советские войска окончательно разло мали кольцо блокады, разгромили и дале ко отбросили врага. На четвертый день после этого события хранители музеев Гатчины, Пушкина, Пав ловска и Петродворца отправились е ма леньком автобусе в освобожденные приго роды . Невыносимо долго ждали они этого дня, терзались в догадках: что стало с дворцами и парками, со статуями и фон танами? Ехали по дорогам , размолотым гусеницами танков, мимо обгорелы х раз валин, искореж енной немецкой военной техники. На обочинах еще валялись трупы фашистов. Вдоль всего пути торчали наспех написанные таблички: «Мины!» Хранители уж е знали от военных наблю дателей, армейских разведчиков об о гр ом ных разрушениях в городах-м узеях. И все-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2