Сибирские огни № 03 - 1979

своими силами и с помощ ью доброволь- цев-худож ников. Но м н о го произведений искусства находилось и в санаториях, д о ­ мах отдыха, различных учреждениях. Эти здания когда-то ьыли дворцами царской энати, особняками богачей. Оттуда нужно было вывезти сотни картин, скульптур, го­ беленов, д о р о гую посуду и мебель. Еще труднее оказалось замаскировать позолоченные шпили и купола, которыми так славится город на Неве. Эти прекрас­ ные произведения великих зодчих грозили стать ориентирами для прицельных бом ­ бардировок и артиллерийских обстрелов. Их нужно было спрятать. Но как? Белехов организовал маскировочную бригаду, при­ влек в нее архитекторов, худож ников, скульпторов, декораторов, инженеров, аль- пивистов-верхолазов. Они во главе с градостроителем Сергеем Николаевичем Давыдовым придумали, ка к сделать мало­ заметными высотные и сверкающ ие, броса­ ющиеся в глаза точки гор о д ско го силуэта, купола и шпили закрашивали серой крас­ кой, покрывали чехлами из меш ковины . На площадях ставили макеты домов ,и бута­ ф орские деревья. Здания затягивали сетя­ ми. Все это изобретали и выполняли на хо­ ду: не было ни теории, ни инструкций, ни опыта. Альпинисты без лесов, с пом ощ ью одних канатов поднимались на вершины шпилей и вели Там маскировочные работы. Сети пле­ ли в нескольких артелях, даже в Сою зе ху­ д ож ни ков. Работа шла медленно. Тогда белехов добился разрешения опустошить оклады Д ома ленинградской торговли: там обнаружились огром ны е запасы гамаков. Этими дачными принадлежностями окутали Смольный. Столь ж е изобретательно и оперативно действовал Крестовский со своими помощ ­ никами. За спасение каж д о го монумента отвечала бригада: архитектор, скульптор, техник-строитель, рабочие. Каждый памят­ ник укрывали по особом у проекту. Одни скульптуры закапывали в землю , другие оставляли на месте, закладывали меш ка­ ми с песком и. обносили деревянной опа­ лубкой. Окончательное решение утвер­ ждал экспертный совет и з ведущих специ­ алистов. Д о л го обсуждали эксперты , что делать с М едным всадником. Предлагали даже опу­ стить его на дно Невы. В разгар споров к К рестовском у приковылял старенький ар­ хивариус. Он рассказал любопы тную ис­ торию . В 1812 год у царские чиновники и знать опасались, что наполеоновские войска м о ­ гут захватить Петербург. Решили, пока не поздно, вывезти в глубь России самые большие ценности. Собирались отправить и памятник Петру. Так вот, в бумагах того времени архивариус нашел письмо одного жителя столицы. Он сообщал царю , что ему явился во сне сам Петр Первый и по­ велел передать его волю : М ед ного всадни­ ка никуда не перевозить и с пьедестала не снимать. «Покуда я стою в граде сем,— будто бы сказал он,— ни один враг не сту­ пит на землю его!» — Вы, конечно, м ож ете считать это пу­ стяком, бредом разгоряченного ума,— го­ ворил архивариус.— Но примите во внима­ ние. Все-таки тогда, в двенадцатом, не стали трогать М едного всадника. И все обошлось... Над рассказом старика иронизировали, однако м онумент оставили на месте — опа­ сались повредить тончайшую обработку деталей. М едного всадника с особым ста­ ранием засыпали песком и соорудили проч­ ный деревянный каркас. Д о первых снегопадов Крестовский и его помощ ники укрыли все памятники Ленин­ гр а д а— сто девять скульптур. К аж д ую из них предварительно сфотографировали с разных сторон, зарисовали, обмерили, все данные вычертили на ватмане и записали в специальные журналы. С помощ ью этих материалов м ож но установить снятые с пьедесталов памятники абсолютно точно. А если какая-то скульптура пострадает, ее гораздо легче будет реставрировать. Эта работа, разумеется, не случайно бы­ ла поручена проф ессору Института живо­ писи, скульптуры и архитектуры имени Ре­ пина И горю Всеволодовичу Крестовскому. Он был известным скульптором , много сделал для украшения род н ого города. Успешно занимался и реставрацией. Игорь Всеволодович считался первоклассным зна­ током пластинеских стилей и технологии ваяния. Глубокие знания, опыт и талант помогли ему возродить, казалось, безвоз­ вратно погибшие произведения искусства. Мастерство пришло, конечно, не сразу. На всю жизнь запомнился Крестовскому случай, когда он м олодым реставратором Русского музея чуть не погубил один экс­ понат. И горю Всеволодовичу поручили укр е ­ пить гипсовую скульптуру известного мастера первой половины девятнадцатого века Д ем ут-М алиновского «Русский Сце- вола». М ускулистый ш ирокоплечий мужчина положил левую руку на о б р уб о к дерева, а правой вы соко занес топор. Его лицо суро­ во, исполнено м ужественной решимости. Его воля непреклонна... В названии этой скульптуры сплелись две легенды о героях, беспредельно предан­ ных родине. Готовясь к работе, Крестов­ ский, по обы кновению , познакомился с историей создания экспоната. Перечитал он и рассказы древнерим ских историков о М уцин Сцеволе. Его подвиг просл’авили многие писатели, поэты, худож ники, скульп­ торы. Но Василий Иванович Демут-М али- новский создал свой, оригинальный об­ р а з — не легендарного римлянина, а рус­ ско го крестьянина. Следуя традиции, ваятель вылепил ф игуру почти обнажен­ ной, лишь с классическими драпировками на поясе. Но сама фигура далека от антич­ ных образцов. В ней подчеркнуты нацио­ нальные черты. Достаточно взглянуть на скуластое лицо статуи, обрамленное к о р о т ­ кой бородкой и вьющимися прядями во­ лос, чтобы понять: это русский человек. И не дворянин, а простой землепашец. Впервые в отечественной скульптуре родил-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2