Сибирские огни № 03 - 1979
но полезно. Ведь до войны в Новосибир ске не было »и одного искусствоведа. Оценивать наши выставки приезжали спе циалисты из Москвы. Порой это были слу чайные люди. А тут мы тесно общались и д руж но работали три года. В результате профессиональное мастерство сибиряков заметно окрепло. По решению правительства в ноябре 1944 года Третьяковская галерея вернулась в М оскву. Ее здание к тому времени отре монтировали. Экспонатам после дороги через холодные просторы страны дали, привыкнуть к м узейном у климату. А потом комиссия под руководством академика Грабаря приступила к вскры тию ящиков. Шестьсот тридцать четыре ящика. Восем надцать тысяч триста тридцать девять экс понатов. И ни одного повреждения. Все вещи в прекрасном состоянии! 17 мая 1945 года при огром ном стечении народа, в присутствии членов правительст ва и иностранных дипломатов, состоялось торжественное открытие галереи. Немного р а ньш е— 12 мая — открылся Новосибирский театр оперы и балета. Они давно существуют порознь. В зда нии театра не осталось никаких следов, напоминающих о том, что здесь хранились огром ны е культурные ценности. Так уж и нет никаких следов? Заглянем в Новосибирскую областную картинную галерею. Десятки ее экспонатов подарены Третьяковкой, м узеями Павлов ска и Горького. Это благодарность городу за спасение произведений искусства. В со седних залах, в запасниках — экспонаты, созданные в Новосибирске в годы войны. Да и в картинах, скульптурах, рисунках, ко торые рождаю тся сегодня, в культуре вы ставок, безусловно, есть отголосок тех дней. А главный след — бесценные полот на в залах музеев Москвы, Ленинграда, Пушкина, Петродворца. К ним сквозь годы идут и идут люди. Ради этого стоило перенести все труд ности. Ради этого стоило жить. Дважды рожденные Возле Аничкова моста собралась толпа. — Граждане, расходитесь! — увещевали людей милиционеры.— Опасно скапливать ся. Вдруг фашисты бомбить начнут... Но никто не уходил. Ленинградцы не могли оторваться от необычайного зрели ща: рабочие снимали с высоких гранитных пьедесталов клодтовских коней. Коней, без которы х нельзя представить Н евского про спекта, потом у что уж е ровно век, с 1841 года, они украшали Аничков мост. Этот скульптурный ансамбль, один из красивейших в м ире,— гордость каж дого жителя города. А знатоки его истории с удовольствием р ассказывают приезжим , что автор групп «Укрощение коня», сын генерала, участника Отечественной войны 1812 года, юным кадетом приехал из О м ска в Петербург, служил в конной артилле рии, но променял блестящую карьеру на полуголодную свободу рисовать, вырезать из дерева и лепить фигурки животных. Страсть к этому занятию была у Петра Карловича Клодта так велика, что он в свою ком на тку приводил лошадь и, еле п о мещаясь возле ее но г, самозабвенно рисо вал с натуры. Спустя годы к скульптору пришла слава, его избрали в Римскую , П ариж скую и Бер нинскую академии художеств. Ансамбль Аничкова моста стал вершиной творчества скульптора и увековечил его имя. И вот четыре бронзовых группы одна за другой съехали со своих мест по деревян ным настилам на специальные помосты . Их прицепили к грузовикам и медленно повез ли к Саду отдыха, что примы кает к Дворцу пионеров. Следом двинулась и толпа го р о жан. Она росла с каждой минутой. О бразо валась внушительная процессия. Люди ни о чем не спрашивали, понимая: д рагоцен ные скульптуры решено укры ть от преврат ностей войны. Шли молча, и было это шествие настолько волнующим и трога тельным', что И горь Всеволодович Крестов ский, распоряжавшийся укры тием коней, навсегда запомнил, к а к провожали их ле нинградцы. В Саду отдыха у ж е были вырыты глубо кие ямы. На дне их стояла вода. К то-то из толпы не утерпел — спросил Крестовского с тревогой: — Разве м ож н о опускать скульптуры в воду? Не испортятся они? — Не испортятся. Мы все предусм отре л а — успокоил зрителей И горь Всеволодо вич. Статуи покрыли толстым слоем тавота, окутали вощеной 'бумагой, .плотно обмота ли рубероидом . Только после этого их погрузили в ямы, а сверху насыпали боль шие кур ганы земли. Через не ско л ько дней рядом с А н и ч ко вым мостом ударила фугасная бомба. О сколки изранили чугунн ую решетку, вы щербили гранит б л иж него постамента. Этот случай показал 'всем, каким важ ным и не отложным делом занимается Крестовский. Государственная инспекция по охране па мятников поручила ему руководить укры тием и м аскировкой всей го р о д с ко й и пар ковой скульптуры . •_ И нспекцию возглавлял Николаи Николае вич Белехов — человек, по свидетельству всех, .кто был с ним б л и зок, исклю читель ный.' Он не только блестяще знал ленин градские памятники, но и обладал^ неисся каемой энергией, с и л ь н о й . волей, ясным умом и способностью воодушевить, увлечь каж д о го , о кр уж ить себя дельными п ом ощ никами и поставить перед ними четкие за дачи. Все эти качества Белехова ка к нельзя лучше пригодились во время войны. С самого ее начала на инспекцию по охране памятников легли задачи чрезвы чайно ответственные, неотложные и труд ные. Особенно трудны они были тем, что их никто и никогд а не решал. П реж де всего, эвакуация художествен ных, культурных и исторических ценностей цз Ленинграда и е го пригородов. М узеи справлялись с этой работой в основном
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2