Сибирские огни № 03 - 1979

пографии «Ж елезнод орож ник Кузбасса». Пусть тиражом всего в триста экземпля­ ров, пусть на грубой серой бумаге, но это настоящий каталог, составленный по всем правилам. В нем перечислены сто со р о к три экспоната. Теперь такую выставку сочли бы небольшой. В со рок втором она произвела грандиозное впечатление. На ней были представлены классические рабо­ ты выдающихся советских живописцев, скульпторов, графиков. Возле них толпи­ лись ценители и новички, впервые попав­ шие на вернисаж, пятнадцатилетние удар­ ники и инвалиды войны с медалями за отвагу на выцветших гимнастерках. О вы­ ставке толковал весь город. Очень интересной получилась и экспо­ зиция, приуроченная к 130-летию начала Отечественной войны 1812 года. Ее устрои­ ли сообща Третьяковка и Артиллерийский м узей в помещении Ленинградской филар­ монии. Зрителей волновала прямая пере­ кличка исторических событий с сегодняш ­ ними: народный характер войны с захват­ чиками, м ужество солдат, партизанское движение. Искусство рассказывало о прош ­ лом, а дышало современностью . Та ж е перекличка времен звучала на вы­ ставке «Героическое прошлое и настоящее русской армии». Она открылась в феврале 1943 года. Новосибирцы валом валили в Д ом Красной Арм ии, чтобы увидеть тро­ фейные шведские и прусские знамена, се­ ребряные трубы — награду полкам за взя­ тие Берлина в Семилетней войне, пуш ку, захваченную в б ою под Кунерсдорф ом , картины, посвященные Полтавской битве, победам Суворова, Б ородинском у сраже­ нию, граж данской войне. Особый интерес вызывали фронтовые зарисовки новосибир­ ско го художника Ивана Васильевича Тит- кова — он прислал их из Действующ ей ар­ мии. Политический смысл этой выставки точ­ но передала статья в газете «Советская Сибирь»: «Русские прусских всегда бивали»,— го­ ворил Суворов. О том, как и когда била русская армия прусских и иных завоевате­ лей, .рассказывает поучительная выставка... ко то р ую посетили тысячи командиров и бойцов округа и трудящихся Новосибир­ ска». Успех заставил хранителей стать еще щедрее, показывать сибирякам все новые экспонаты. Когда началось освобождение Северного Кавказа, Ленинградский музей этнографии выставил в фойе театра ор у­ жие, одеж ду, ковры , посуду, музыкальные инструменты горцев. «Устроители выстав­ ки с большим искусством, знанием дела и умением отобрали из всей массы материа­ лов кавказского отдела музея наиболее по­ казательное и интересное»,— отмечала 13 марта 1943 года газета «Советская Си­ бирь». Всего музейные работники организовали в Новосибирске двадцать выставок. Их по­ сетили свыше пятисот тысяч человек. Но самым памятным событием стала для си­ биряков их встреча с произведениями ве­ ликих русских художников. Э кспозицию устроили в театре. Она, конечно, не была такой привлекательной, как дома, в Лавру­ шинском. М ногие картины стояли на стуль­ ях или прямо на полу. Их обрамляли про­ стенькие реечки, потому что резные золо­ ченые рамы остались в М оскве. И все-таки это был праздник. Впервые на земле Си­ бири зрители увидели знаменитые полотна: «Запорожцы» Репина, «Меншиков в Бере­ зове» Сурикова, «Аленушка» Васнецова, пейзажи Левитана, портреты крупнейших мастеров восемнадцатого века... Люди шли на выставку бригадами, клас­ сами, взводами. Подолгу стояли возле каж ­ дого экспоната. Ловили каж дое слово экс­ курсовода. А уходя, растроганно благода­ рили хранителей за этот подарок. В годы войны культурная жизнь Новоси­ бирска была необычайно яркой и разнооб­ разной. Концерты оркестра Ленинградской филармонии под управлением Мравинско- го и Зандерлинга. Спектакли театра имени Пушкина с участием Корчагиной-Александ­ ровской, Юрьева, Симонова, С коробогато­ ва, песни Утесова, куклы Образцова, лекции профессора Соллертинского... Как все это было нужно людям — полуголодным, устав­ шим, обтрепанным, жившим в тесноте, хо­ лоде и полумраке, делавшим все во имя победы ! В искусстве они черпали сипы, бодрость, уверенность. Источником духовных сил стали и выстав­ ки, экскурсии, лекции музейных работни­ ков. А для местных художников трехлетнее общение с крупными московским и и ле­ нинградскими искусствоведами стало еще и ш колой мастерства. Они вместе органи­ зовали две больших выставки: «Художни­ ки Сибири в дни Великой Отечественной войны» — в 1942 году и «Сибирь — фрон­ т у »— в 1944-м. Кром е того, устроили не­ сколько небольших экспозиций картин, скульптур, плакатов, рисунков. Устроили — не значит развесили готовое. О том, как шла работа, рассказывают, дополняя друг друга, известные новосибирские живопис­ цы Ольга Леонтьевна Гинзбург и Леонид Николаевич Огибенин: — Научные сотрудники Третьяковки хо­ дили по квартирам художников, спрашива­ ли, что мы дадим на очередную выставку. К нам домой приходила, помнится, Олим­ пиада Алексеевна Живова, потом были еще Кудрявцев и М оргунов. А работать нам было очень трудно. Мы с двумя ма­ ленькими детьми занимали тогда тринад­ цатиметровую комнату. Повернуться негде, не то что писать. Но такое внимание ис­ кусствоведов подбадривало и обязывало. Потом эскизы будущих картин рассматри­ вал художественный совет. В него входили Замош кин, м осковские худож ники и ис­ кусствоведы. Они высказывали критические замечания, давали дельные советы. Так же доброжелательно и требовательно проис­ ходил отбор экспонатов на выставку. Само- устройство экспозиции тоже требует уме­ ния и вкуса. Третьяковцы делали это по всем правилам науки. Они писали вступи­ тельные статьи для каталогов, газетные рецензии, выступали на обсуждениях вы­ ставок. Все это для нас было исключитель

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2