Сибирские огни № 03 - 1979
пографии «Ж елезнод орож ник Кузбасса». Пусть тиражом всего в триста экземпля ров, пусть на грубой серой бумаге, но это настоящий каталог, составленный по всем правилам. В нем перечислены сто со р о к три экспоната. Теперь такую выставку сочли бы небольшой. В со рок втором она произвела грандиозное впечатление. На ней были представлены классические рабо ты выдающихся советских живописцев, скульпторов, графиков. Возле них толпи лись ценители и новички, впервые попав шие на вернисаж, пятнадцатилетние удар ники и инвалиды войны с медалями за отвагу на выцветших гимнастерках. О вы ставке толковал весь город. Очень интересной получилась и экспо зиция, приуроченная к 130-летию начала Отечественной войны 1812 года. Ее устрои ли сообща Третьяковка и Артиллерийский м узей в помещении Ленинградской филар монии. Зрителей волновала прямая пере кличка исторических событий с сегодняш ними: народный характер войны с захват чиками, м ужество солдат, партизанское движение. Искусство рассказывало о прош лом, а дышало современностью . Та ж е перекличка времен звучала на вы ставке «Героическое прошлое и настоящее русской армии». Она открылась в феврале 1943 года. Новосибирцы валом валили в Д ом Красной Арм ии, чтобы увидеть тро фейные шведские и прусские знамена, се ребряные трубы — награду полкам за взя тие Берлина в Семилетней войне, пуш ку, захваченную в б ою под Кунерсдорф ом , картины, посвященные Полтавской битве, победам Суворова, Б ородинском у сраже нию, граж данской войне. Особый интерес вызывали фронтовые зарисовки новосибир ско го художника Ивана Васильевича Тит- кова — он прислал их из Действующ ей ар мии. Политический смысл этой выставки точ но передала статья в газете «Советская Сибирь»: «Русские прусских всегда бивали»,— го ворил Суворов. О том, как и когда била русская армия прусских и иных завоевате лей, .рассказывает поучительная выставка... ко то р ую посетили тысячи командиров и бойцов округа и трудящихся Новосибир ска». Успех заставил хранителей стать еще щедрее, показывать сибирякам все новые экспонаты. Когда началось освобождение Северного Кавказа, Ленинградский музей этнографии выставил в фойе театра ор у жие, одеж ду, ковры , посуду, музыкальные инструменты горцев. «Устроители выстав ки с большим искусством, знанием дела и умением отобрали из всей массы материа лов кавказского отдела музея наиболее по казательное и интересное»,— отмечала 13 марта 1943 года газета «Советская Си бирь». Всего музейные работники организовали в Новосибирске двадцать выставок. Их по сетили свыше пятисот тысяч человек. Но самым памятным событием стала для си биряков их встреча с произведениями ве ликих русских художников. Э кспозицию устроили в театре. Она, конечно, не была такой привлекательной, как дома, в Лавру шинском. М ногие картины стояли на стуль ях или прямо на полу. Их обрамляли про стенькие реечки, потому что резные золо ченые рамы остались в М оскве. И все-таки это был праздник. Впервые на земле Си бири зрители увидели знаменитые полотна: «Запорожцы» Репина, «Меншиков в Бере зове» Сурикова, «Аленушка» Васнецова, пейзажи Левитана, портреты крупнейших мастеров восемнадцатого века... Люди шли на выставку бригадами, клас сами, взводами. Подолгу стояли возле каж дого экспоната. Ловили каж дое слово экс курсовода. А уходя, растроганно благода рили хранителей за этот подарок. В годы войны культурная жизнь Новоси бирска была необычайно яркой и разнооб разной. Концерты оркестра Ленинградской филармонии под управлением Мравинско- го и Зандерлинга. Спектакли театра имени Пушкина с участием Корчагиной-Александ ровской, Юрьева, Симонова, С коробогато ва, песни Утесова, куклы Образцова, лекции профессора Соллертинского... Как все это было нужно людям — полуголодным, устав шим, обтрепанным, жившим в тесноте, хо лоде и полумраке, делавшим все во имя победы ! В искусстве они черпали сипы, бодрость, уверенность. Источником духовных сил стали и выстав ки, экскурсии, лекции музейных работни ков. А для местных художников трехлетнее общение с крупными московским и и ле нинградскими искусствоведами стало еще и ш колой мастерства. Они вместе органи зовали две больших выставки: «Художни ки Сибири в дни Великой Отечественной войны» — в 1942 году и «Сибирь — фрон т у »— в 1944-м. Кром е того, устроили не сколько небольших экспозиций картин, скульптур, плакатов, рисунков. Устроили — не значит развесили готовое. О том, как шла работа, рассказывают, дополняя друг друга, известные новосибирские живопис цы Ольга Леонтьевна Гинзбург и Леонид Николаевич Огибенин: — Научные сотрудники Третьяковки хо дили по квартирам художников, спрашива ли, что мы дадим на очередную выставку. К нам домой приходила, помнится, Олим пиада Алексеевна Живова, потом были еще Кудрявцев и М оргунов. А работать нам было очень трудно. Мы с двумя ма ленькими детьми занимали тогда тринад цатиметровую комнату. Повернуться негде, не то что писать. Но такое внимание ис кусствоведов подбадривало и обязывало. Потом эскизы будущих картин рассматри вал художественный совет. В него входили Замош кин, м осковские худож ники и ис кусствоведы. Они высказывали критические замечания, давали дельные советы. Так же доброжелательно и требовательно проис ходил отбор экспонатов на выставку. Само- устройство экспозиции тоже требует уме ния и вкуса. Третьяковцы делали это по всем правилам науки. Они писали вступи тельные статьи для каталогов, газетные рецензии, выступали на обсуждениях вы ставок. Все это для нас было исключитель
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2