Сибирские огни № 03 - 1979
зарплаты покупали облигации государст венных займов, понимая, что эти деньги тож е идут в фонд победы. Но они хотели делать еще то, чего не могли другие: си лой искусства сплачивать людей, поднимать их дух, укреплять их любовь к Родине и ненависть к фашизму. Их участием в войне стали прежде всего лекции. Из отзыва на лекции профессора Ни колая Сергеевича М оргунова, руководите ля л екционно-экскурсионной группы Ф ил и ала ГТГ: «Более года работает среди ра неных, больных, и нет палаты, где бы он не побывал. Его лекции заставляют ране ных забывать свои раны и призывают на новые бои за Родину...» Работа в госпиталях была особенной. Ча сто лекция переходила в долгий и сердеч ный разговор — об искусстве, о войне, о прошлом и будущем . Чем сильнее брал за душу лектор, тем больше не хотелось с ним расставаться. Профессора М оргунова бойцы ни за что не хотели отпускать. Он дневал и ночевал в госпиталях. А был Ни колай Сергеевич пожилым человеком, к том у ж е ослаб от постоянного напряжения и недоедания. Произошло кровоизлияние в м озг. Раненые, узнав об этом, уговорили начальника госпиталя положить профессо ра к ним и ухаживали за своим лектором, норозили отдать ему самое вкусное. За три сибирских года научные сотруд ники эвакуированных музеев прочли около полутора тысяч лекций. Их услышали бо лее восьмидесяти тысяч человек. Выступ ления проходили не только в городах и се лах Новосибирской области, но и за ее пределами — в Барнауле, Ом ске, Челябин ске, Красноярске, Иркутске. Интерес к Третьяковке был огром ен. Люди хотели не только слышать о ней, не только рассматривать репродукции — они стремились увидеть подлинники, шедевры, укры тые в кладовых оперного театра под. охраной милиции, пожарных и научных со трудников. Х удожники, ученые, писатели, артисты, музыканты, не мыслившие своей жизни без частых визитов в музейные и выставочные залы, изголодались по искус ству. Они под любым предлогом приходи ли в театр и просили показать им галерею. ‘ — Что ж е вы увидите? — удивлялся пер вое время Александр Иванович Замош- кин.— Заколоченные ящики да две-три работы, вынутые для контрольного ос мотра... — Хоть ' ящики! — уговаривали гости.— Все-таки подышим воздухом Третьяковки. И они шли вдоль узких пррходов, ласко во трогали шершавую упаковку, радова лись: здесь Рокотов, а вот здесь — Вру бель... В хранилище побывали Дмитрий Шоста кович, Евгений М равинский, Леонид Уте сов, ленинградские артисты. Побывали и многие сибиряки. Вспоминает худ ож ник Абрам Аронович Бертик. Он возглавлял бригаду, которая расписала плафон в зри тельном зале театра оперы и балета, по этому был туда вхож: — Однажды реставратор Евгений Куд рявцев предложил мне посмотреть карти ны. Мы спустились из костюм ерной, где он тогда жил, и, минуя охрану, вошли на вто рой этаж. На полу лежали рулоны сверну тых картин. К стенам прислонились осво божденные из ящиков небольшие холсты. Фойе, окр уж аю щ е е зрительный зал, тепе решние помещения театрального музея, буфета — все было заполнено ящиками. Торжественно-печальное зрелище... Ведь это — душа народа, его темперамент, ха рактер, мысль. Возникало чувство о гр ом ной благодарности всем, кто помог вывез ти и сохранить эти богатства. Но и досада брала: все — в ящиках, недоступно глазу... Не только творческая интеллигенция стремилась увидеть экспонаты. Вражеское посягательство на свободу и независимость нашей страны обострило у людей любовь к Родине, усилило интерес к ее истории. Варварское отношение гитлеровцев к ис кусству и культуре советских народов пробудило ж аж д у приобщиться к духовным богатствам и защитить их. Воинские части, заводские коллективы, студенты и ш кольни ки — все новосибирцы ждали встречи с Третьяковкой. Хранители понимали это. Устройство вы ставок сначала не входило в их . планы. Опасались лишний раз тревожить картины, нарушать сделанную с таким старанием упаковку. Ведь не известно было, сколько продлится эвакуация. Фашисты еще рва лись к М оскве и Волге, держали за горло Ленинград... А сколько сил потребует под готовка к возвращ ению дом ой! И все-таки жизнь требовала, чтобы русское и совет ское искусство, история отечественной культуры заговорили в полный голос. Начало было положено в январе 1942 го да. К годовщине со дня смерти В. И. Ле нина в Д ом е Красной Арм ии (теперь — о кр уж н о й Д ом офицеров) открылась не большая выставка из фондов галереи: во семь скульптур Андреева, два рисунка с натуры Альтмана, гравю ры Староносова, картины Иогансона и Одинцова. Через ме сяц там ж е была организована выставка к Д ню Красной Арм ии. В начале марта м у зейные работники развесили в фойе теат ра имени Пуш кина «Окна ТАСС» м осков ских и новосибирских авторов. А в первых числах мая произошло событие, по поводу ко то р о го гор о д ско й комитет партии напоа- вил письмо всем партийным и проф сою з ным организациям: «Филиалом Государственной Третьяков ской галереи в залах Новосибирского го р совета открыта выставка лучших произве дений советского искусства... Придавая о гром ное значение этой вы ставке в повышении политического и общ е образовательного уровня пропагандистов, агитаторов, всех рабочих, служащих и ин ж енерно-технических работников, гор ком ВКП(б) предлагает, организовать экскурсии, коллективное и индивидуальное посещение выставки всеми членами вашего коллек тива. Выставка открыта ежедневно с 12 ч. до 19 ч. дня в большом зале горисполкома». М узейные работники даже выпустили к этой выставке каталог, отпечатанный в ти
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2