Сибирские огни № 03 - 1979

зарплаты покупали облигации государст­ венных займов, понимая, что эти деньги тож е идут в фонд победы. Но они хотели делать еще то, чего не могли другие: си­ лой искусства сплачивать людей, поднимать их дух, укреплять их любовь к Родине и ненависть к фашизму. Их участием в войне стали прежде всего лекции. Из отзыва на лекции профессора Ни­ колая Сергеевича М оргунова, руководите­ ля л екционно-экскурсионной группы Ф ил и­ ала ГТГ: «Более года работает среди ра­ неных, больных, и нет палаты, где бы он не побывал. Его лекции заставляют ране­ ных забывать свои раны и призывают на новые бои за Родину...» Работа в госпиталях была особенной. Ча­ сто лекция переходила в долгий и сердеч­ ный разговор — об искусстве, о войне, о прошлом и будущем . Чем сильнее брал за душу лектор, тем больше не хотелось с ним расставаться. Профессора М оргунова бойцы ни за что не хотели отпускать. Он дневал и ночевал в госпиталях. А был Ни­ колай Сергеевич пожилым человеком, к том у ж е ослаб от постоянного напряжения и недоедания. Произошло кровоизлияние в м озг. Раненые, узнав об этом, уговорили начальника госпиталя положить профессо­ ра к ним и ухаживали за своим лектором, норозили отдать ему самое вкусное. За три сибирских года научные сотруд­ ники эвакуированных музеев прочли около полутора тысяч лекций. Их услышали бо­ лее восьмидесяти тысяч человек. Выступ­ ления проходили не только в городах и се­ лах Новосибирской области, но и за ее пределами — в Барнауле, Ом ске, Челябин­ ске, Красноярске, Иркутске. Интерес к Третьяковке был огром ен. Люди хотели не только слышать о ней, не только рассматривать репродукции — они стремились увидеть подлинники, шедевры, укры тые в кладовых оперного театра под. охраной милиции, пожарных и научных со­ трудников. Х удожники, ученые, писатели, артисты, музыканты, не мыслившие своей жизни без частых визитов в музейные и выставочные залы, изголодались по искус­ ству. Они под любым предлогом приходи­ ли в театр и просили показать им галерею. ‘ — Что ж е вы увидите? — удивлялся пер­ вое время Александр Иванович Замош- кин.— Заколоченные ящики да две-три работы, вынутые для контрольного ос­ мотра... — Хоть ' ящики! — уговаривали гости.— Все-таки подышим воздухом Третьяковки. И они шли вдоль узких пррходов, ласко­ во трогали шершавую упаковку, радова­ лись: здесь Рокотов, а вот здесь — Вру­ бель... В хранилище побывали Дмитрий Шоста­ кович, Евгений М равинский, Леонид Уте­ сов, ленинградские артисты. Побывали и многие сибиряки. Вспоминает худ ож ник Абрам Аронович Бертик. Он возглавлял бригаду, которая расписала плафон в зри­ тельном зале театра оперы и балета, по­ этому был туда вхож: — Однажды реставратор Евгений Куд­ рявцев предложил мне посмотреть карти­ ны. Мы спустились из костюм ерной, где он тогда жил, и, минуя охрану, вошли на вто­ рой этаж. На полу лежали рулоны сверну­ тых картин. К стенам прислонились осво­ божденные из ящиков небольшие холсты. Фойе, окр уж аю щ е е зрительный зал, тепе­ решние помещения театрального музея, буфета — все было заполнено ящиками. Торжественно-печальное зрелище... Ведь это — душа народа, его темперамент, ха­ рактер, мысль. Возникало чувство о гр ом ­ ной благодарности всем, кто помог вывез­ ти и сохранить эти богатства. Но и досада брала: все — в ящиках, недоступно глазу... Не только творческая интеллигенция стремилась увидеть экспонаты. Вражеское посягательство на свободу и независимость нашей страны обострило у людей любовь к Родине, усилило интерес к ее истории. Варварское отношение гитлеровцев к ис­ кусству и культуре советских народов пробудило ж аж д у приобщиться к духовным богатствам и защитить их. Воинские части, заводские коллективы, студенты и ш кольни­ ки — все новосибирцы ждали встречи с Третьяковкой. Хранители понимали это. Устройство вы­ ставок сначала не входило в их . планы. Опасались лишний раз тревожить картины, нарушать сделанную с таким старанием упаковку. Ведь не известно было, сколько продлится эвакуация. Фашисты еще рва­ лись к М оскве и Волге, держали за горло Ленинград... А сколько сил потребует под­ готовка к возвращ ению дом ой! И все-таки жизнь требовала, чтобы русское и совет­ ское искусство, история отечественной культуры заговорили в полный голос. Начало было положено в январе 1942 го­ да. К годовщине со дня смерти В. И. Ле­ нина в Д ом е Красной Арм ии (теперь — о кр уж н о й Д ом офицеров) открылась не­ большая выставка из фондов галереи: во­ семь скульптур Андреева, два рисунка с натуры Альтмана, гравю ры Староносова, картины Иогансона и Одинцова. Через ме­ сяц там ж е была организована выставка к Д ню Красной Арм ии. В начале марта м у­ зейные работники развесили в фойе теат­ ра имени Пуш кина «Окна ТАСС» м осков­ ских и новосибирских авторов. А в первых числах мая произошло событие, по поводу ко то р о го гор о д ско й комитет партии напоа- вил письмо всем партийным и проф сою з­ ным организациям: «Филиалом Государственной Третьяков­ ской галереи в залах Новосибирского го р ­ совета открыта выставка лучших произве­ дений советского искусства... Придавая о гром ное значение этой вы­ ставке в повышении политического и общ е­ образовательного уровня пропагандистов, агитаторов, всех рабочих, служащих и ин­ ж енерно-технических работников, гор ком ВКП(б) предлагает, организовать экскурсии, коллективное и индивидуальное посещение выставки всеми членами вашего коллек­ тива. Выставка открыта ежедневно с 12 ч. до 19 ч. дня в большом зале горисполкома». М узейные работники даже выпустили к этой выставке каталог, отпечатанный в ти

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2