Сибирские огни № 03 - 1979
ринеского м узея. Но в Кустанае не оказа лось ни подходящего помещения, ни ква лифицированных мастеров. После этого осенью 1942 года многострадальная пано рама прибыла в Новосибирск. Из письма А. И. Замошкина первому сек ретарю обкома партии М. В. Кулагину: «Ко митет по делам искусств при Совете На родны х Комиссаров СССР направил в Филиал Государственной Третьяковской га лереи для проведения консервационно- реставрационных работ редчайшее полот но панорамы «Оборона Севастополя'»... Все подготовительные работы закончены: раз работаны методы, сделаны фотографии, рулоны-станки, приобретены материалы. Состояние полотна вследствие неправиль ного свертывания его при эвакуации из го рящ его здания панорамы находится под угрозой дальнейшего разрушения красоч но го слоя и грунта... Убедительно прошу Вас дать указание о предоставлении Ф или алу для работы над панорамой помещения фойе второго этажа оперного театра или декорационного зала. Так же убедительно прош у дать указание горторготделу о при креплении к город ской столовой худ ож ни ков, двух технических реставраторов и двух старших служащих галереи, которые непо средственно участвуют в консервационных работах над панррамой». М но го видели Евгений Кудрявцев и Сте пан Чуреков тяжелобольных, израненных картин. Но когда они развернули рулоны, привезенные из Севастополя, тй ужасну лись. Куски холста обгорели, зияли дыра ми. Краска вздулась пузырями. Промокш ие полотна расслоились, покрылись густой плесенью... — Нечего и думать о том, чтобы сейчас восстановить утраты живописи,— сказал на специальном заседании ученого совета Еёгенмй Васильевич.— Наша задача остано вить разрушение, закрепить полотно. И эту работу выполнить чрезвычайно трудно. О бком партии заставил потесниться со седей Третьяковки — освободили простор ный зал, где м ож но было раскатать пано рам у. На складах наскребли по крохам все, что было нуж но реставраторам: осетровый клей, мед, спирт, скипидар, растительное масло, свежие яйца, то нкую бумагу, пер восортное мыло, холст... Все это требова лось в количествах, соответствующих раз мерам панорамы. — А м ед ничем нельзя заменить?— с надеждой спрашивали в горисполком е. Теперь мед, знаете, на вес золота... — Ничем нельзя,— твердо отвечал Куд рявцев.— Без него ничего не получится. Поверьте, уж я-то знаю. Главному реставратору Третьяковской га лереи нельзя было не верить. По его кни гам и статьям, на его опыте учились м оло дые мастера, хотя он и сам еще был не стар: во время работы над панорамой Рубо отметил свое сорокалетие. Работа эта про должалась несколько месяцев. Кудрявцев, Чураков, Константин Ф ед оров сняли с по лотен грязь и плесень, аккуратно обрезали обгоревшие края холста, подвели новую ткань, укрепили живопись. А чтобы она больше не осыпалась, заклеили поверх ность бумагой. Для этого главным образом и требовался мед. Таков старинный, века ми проверенный рецепт лекарей картин. Дети музейных работников печально, но мужественно, молча смотрели, как рестав раторы выливали в ведро с клеем банки густого меда и варили эту смесь. Получал ся студень. Наверное, тоже вкусный. Потом его снова разогревали, большими ш ироки ми кистями размазывали по картине и .бы стро, ловко накрывали листами папиросной бумаги. А детям доставались только пустые банки с капельками меда на стенках. Принимать работу реставраторов при ехал из Томска представитель Комитета по делам искусств. Долгий труд получил вы сокую оценку. Полотна накатали на валы и поставили в хранилище. После этого у Кудрявцева опять появи лось время для занятий живописью . Он был талантливым пейзажистом и с увлечением писал природу Сибири, восторгался ею. Создал и несколько портретов: ком позито ра Дмитрия Шостаковича, певицы Эдит Уте совой, сотрудника Третьяковской галереи Николая Моргунова... Евгений Васильевич, как и все его товарищи, жил с женой и до черью в театре. Обстановка не очень рас полагала к творчеству. Но этот жизнерадо стный неугомонный человек терпеть не мог безделья и нытья. Он успевал выполнять свои обязанности главного реставратора, а во время ком андировок Замошкина — и директора Филиала, пропадал на этюдах, м ог усесться на лестнице, если не было более подходящего места, и набрасывать портрет ка ко го -то нового знакомого... А знакомых у Кудрявцева в Новосибирске появилось множество. Он охотно проводил свободные вечера в обществе молодого^ художника Леонида Огибенина, старался не пропускать интересных спектаклей и концертов. Трудно понять, когда Евгений Васильевич умудрялся еще и работать над новой книгой о реставрации живописи. Впрочем, научная работа — не прихоть, а обязанность музейных сотрудников. В этом отношении Александр Иванович Замошкин тож е был неуступчив и говорил: — С кучно все время ссылаться на объ ективные условия. Да они не так уж^ и плохи. Не в окопах находимся, не в тайге живем , а в большом тыловом городе. У каж дого из нас должна быть исследова тельская тема! В тесных гримерны х, в сутолоке неустро енного быта, в постоянных хранительских заботах рождались страницы будущих м о нографий о русской пейзажной живописи, о творчестве Кипренского и Васнецова, о ф ранцузском худож нике Руссо... Зинаида Тихоновна Зонова даже защитила в М о ск ве кандидатскую диссертацию. Все это — хранение, реставрация, науч ные труды — было работой для будущего. Но разве могли советские люди стоять в стороне от борьбы, ко то р ую вел народ с ж естоким и сильным врагом? Сотрудники музеев, ка к и тысячи новосибирцев, отда вали свои сбережения и драгоценности на постройку военных самолетов, на половину
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2