Сибирские огни № 03 - 1979

ринеского м узея. Но в Кустанае не оказа­ лось ни подходящего помещения, ни ква­ лифицированных мастеров. После этого осенью 1942 года многострадальная пано­ рама прибыла в Новосибирск. Из письма А. И. Замошкина первому сек­ ретарю обкома партии М. В. Кулагину: «Ко­ митет по делам искусств при Совете На­ родны х Комиссаров СССР направил в Филиал Государственной Третьяковской га­ лереи для проведения консервационно- реставрационных работ редчайшее полот­ но панорамы «Оборона Севастополя'»... Все подготовительные работы закончены: раз­ работаны методы, сделаны фотографии, рулоны-станки, приобретены материалы. Состояние полотна вследствие неправиль­ ного свертывания его при эвакуации из го ­ рящ его здания панорамы находится под угрозой дальнейшего разрушения красоч­ но го слоя и грунта... Убедительно прошу Вас дать указание о предоставлении Ф или­ алу для работы над панорамой помещения фойе второго этажа оперного театра или декорационного зала. Так же убедительно прош у дать указание горторготделу о при­ креплении к город ской столовой худ ож ни­ ков, двух технических реставраторов и двух старших служащих галереи, которые непо­ средственно участвуют в консервационных работах над панррамой». М но го видели Евгений Кудрявцев и Сте­ пан Чуреков тяжелобольных, израненных картин. Но когда они развернули рулоны, привезенные из Севастополя, тй ужасну­ лись. Куски холста обгорели, зияли дыра­ ми. Краска вздулась пузырями. Промокш ие полотна расслоились, покрылись густой плесенью... — Нечего и думать о том, чтобы сейчас восстановить утраты живописи,— сказал на специальном заседании ученого совета Еёгенмй Васильевич.— Наша задача остано­ вить разрушение, закрепить полотно. И эту работу выполнить чрезвычайно трудно. О бком партии заставил потесниться со­ седей Третьяковки — освободили простор­ ный зал, где м ож но было раскатать пано­ рам у. На складах наскребли по крохам все, что было нуж но реставраторам: осетровый клей, мед, спирт, скипидар, растительное масло, свежие яйца, то нкую бумагу, пер­ восортное мыло, холст... Все это требова­ лось в количествах, соответствующих раз­ мерам панорамы. — А м ед ничем нельзя заменить?— с надеждой спрашивали в горисполком е. Теперь мед, знаете, на вес золота... — Ничем нельзя,— твердо отвечал Куд­ рявцев.— Без него ничего не получится. Поверьте, уж я-то знаю. Главному реставратору Третьяковской га­ лереи нельзя было не верить. По его кни­ гам и статьям, на его опыте учились м оло­ дые мастера, хотя он и сам еще был не стар: во время работы над панорамой Рубо отметил свое сорокалетие. Работа эта про­ должалась несколько месяцев. Кудрявцев, Чураков, Константин Ф ед оров сняли с по­ лотен грязь и плесень, аккуратно обрезали обгоревшие края холста, подвели новую ткань, укрепили живопись. А чтобы она больше не осыпалась, заклеили поверх­ ность бумагой. Для этого главным образом и требовался мед. Таков старинный, века­ ми проверенный рецепт лекарей картин. Дети музейных работников печально, но мужественно, молча смотрели, как рестав­ раторы выливали в ведро с клеем банки густого меда и варили эту смесь. Получал­ ся студень. Наверное, тоже вкусный. Потом его снова разогревали, большими ш ироки­ ми кистями размазывали по картине и .бы­ стро, ловко накрывали листами папиросной бумаги. А детям доставались только пустые банки с капельками меда на стенках. Принимать работу реставраторов при­ ехал из Томска представитель Комитета по делам искусств. Долгий труд получил вы­ сокую оценку. Полотна накатали на валы и поставили в хранилище. После этого у Кудрявцева опять появи­ лось время для занятий живописью . Он был талантливым пейзажистом и с увлечением писал природу Сибири, восторгался ею. Создал и несколько портретов: ком позито­ ра Дмитрия Шостаковича, певицы Эдит Уте­ совой, сотрудника Третьяковской галереи Николая Моргунова... Евгений Васильевич, как и все его товарищи, жил с женой и до­ черью в театре. Обстановка не очень рас­ полагала к творчеству. Но этот жизнерадо­ стный неугомонный человек терпеть не мог безделья и нытья. Он успевал выполнять свои обязанности главного реставратора, а во время ком андировок Замошкина — и директора Филиала, пропадал на этюдах, м ог усесться на лестнице, если не было более подходящего места, и набрасывать портрет ка ко го -то нового знакомого... А знакомых у Кудрявцева в Новосибирске появилось множество. Он охотно проводил свободные вечера в обществе молодого^ художника Леонида Огибенина, старался не пропускать интересных спектаклей и концертов. Трудно понять, когда Евгений Васильевич умудрялся еще и работать над новой книгой о реставрации живописи. Впрочем, научная работа — не прихоть, а обязанность музейных сотрудников. В этом отношении Александр Иванович Замошкин тож е был неуступчив и говорил: — С кучно все время ссылаться на объ­ ективные условия. Да они не так уж^ и плохи. Не в окопах находимся, не в тайге живем , а в большом тыловом городе. У каж дого из нас должна быть исследова­ тельская тема! В тесных гримерны х, в сутолоке неустро­ енного быта, в постоянных хранительских заботах рождались страницы будущих м о­ нографий о русской пейзажной живописи, о творчестве Кипренского и Васнецова, о ф ранцузском худож нике Руссо... Зинаида Тихоновна Зонова даже защитила в М о ск­ ве кандидатскую диссертацию. Все это — хранение, реставрация, науч­ ные труды — было работой для будущего. Но разве могли советские люди стоять в стороне от борьбы, ко то р ую вел народ с ж естоким и сильным врагом? Сотрудники музеев, ка к и тысячи новосибирцев, отда­ вали свои сбережения и драгоценности на постройку военных самолетов, на половину

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2