Сибирские огни № 03 - 1979

лённости, а с 1943 года — председатель горисполкома Владимир Николаевич Хай- новский.— Об этом секретари Центрально­ го Комитета партии, члены правительства напоминали чууь ли не в каж дом разгово­ ре по прямом у проводу с первым секрета­ рем обкома или с председателем облис- полкома. Хранением экспонатов интересо­ вался Алексей Николаевич Косыгин. Как известно, он в годы войны находился на посту заместителя председателя Совета Народных Комиссаров СССР и одновре­ менно с 1943 года возглавлял правительст­ во Российской Федерации. Алексей Нико­ лаевич примерно раз в полгода приезжал в Новосибирск — хорошо знакомый ему город. Ведь он работал здесь в двадцатые годы. Во время этих посещений решались важнейшие дела обороны страны. Однажды товарищ Косыгин захотел посмотреть, как хранятся музейные экспонаты. Я пошел вместе с ним в театр, где бывал до этого м ного раз. Александр Иванович Замошкин показал кладовые, вынутые из ящиков вещи, подробно рассказал, ка к органи­ зована работа. Алексей Николаевич побла­ годарил его и сказал нам обоим : «Береги­ те, всеми силами берегите эти сокровища». Вспоминая о тех далеких событиях, Хай- новский посетовал на тяжелый характер Замошкина: бывал он резок, даже г р /б о - ват и неуступчив. Но Владимир Николаевич тут же оговорился: — По существу он был совершенно прав, требовал того, что действительно было не­ обходимо. А нам тогда эти требования ка­ зались непомерными. Время было такое, что, сейчас приснится — вздрогнешь. Кто- то д ругой на месте Замошкина м ог сми­ риться с трудностями, счесть их непреодо­ лимыми. А директор Третьяковской гале­ реи не шел ни на какие компромиссы , добивался своего. Мы ворчали, но помога­ ли м узейным работникам всеми средства­ ми, часто в ущерб другим организациям. Относились к ним с большим уважением, потому что видели: люди работают герои­ чески. Они требовали от других, но и себе не давали никаких поблажек. Круглосуточное дежурство в кладовых. В журнале р еж и ­ ма — регулярные записи температуры и влажности, днем и ночью. Передвиж ка ящиков вверх и вниз. Контрольные вскры ­ тия с обязательным присутствием Замош - кина, Битюцкой и Кудрявцева. Если даже' проверяли сохранность экспонатов д руго го . м узея, руководители Третьяковской гале­ реи находились здесь. Ведь они отвечали за все сокровищ а, собранные в Новоси­ бирском театре оперы и балета. Только коллектив Артиллерийского музея сущест­ вовал самострятельно, со своим начальни­ ко м во главе. Остальные влились в филиал ГТГ. Во время контрольных вскрытий полотна придирчиво осматривали: вдруг отсырело, пересохло, появилась плесень, темнеет лак, осыпается краска, отстает от холста грунт?.. Результаты осмотра записывали в особый журнал. А если появились у экспо­ ната какие-либо симптомы болезни, за де­ ло брался Евгений Васильевич Кудрявцев со своими помощниками — великолепными реставраторами. Но главная задача храни­ те л я— избежать вмешательства реставра­ тора, во всяком случае — отдалить его. Эти заботы не прекращались и летом, когда не нужно было думать о нехватке каменного угля, когда не тревожила сы­ рость. Наступали солнечные дни, и храни­ тели устраивали экспонатам «воздушные ванны». Сотрудники Третьяковской галереи подсушивали рисунки и с интересом погля­ дывали на то, как их коллеги из Павловска вынимают из своих ящиков изящные веера, платья светских красавиц, их узенькие пер­ чатки до локтя. А во дворе сотрудники об­ ластного краеведческого музея развешива­ ли тяжелые ш куры , крестьянскую одежду, расшитые яркими узорами костюмы шама­ нов... Солнцу радовались до тех пор, пока теп­ лое лето н е превратилось в ж аркое. Нача­ лись новые заботы: как увлажнить воздух в хранилищах? В ход пошли тазы, ведра, миски. На веревках развешивали м окрые простыни. Хлопотали днем и ночью. И опять не понадобилось искусство реставраторов. Им пришлось поработать в полную силу после того, как в Новосибирск доставили панораму «Севастопольская оборона». Это гигантское полотно длиной около шестиде­ сяти метров создал знаменитый худ ож ни к- баталист Ф р а нц Рубо. Его кисть рассказала о подвигах русских матросов, солдат и ж и­ телей города во время Крым ской войны 1853— 1856 годов. Жители города, м оряки -черном орцы гор ­ дились панорамой. Здесь учились они м у­ жеству и в грозный час оказались достой­ ными наследниками воинской славы пред­ ков. Весь м ир услышал, как сражается с фашистами го р о д -ге р о й . Круглое здание панорамы долго оставалось невредимым, хотя земля во кр уг поминутно содрогалась от разрывов бомб и снарядов. Но 25 июня 1942 года музей окутался клубами черного дыма. Первыми это увидели курсанты учи­ лища береговой обороны . Немедленно до­ ложили начальнику учебной части капитану А. Е. Пучко. «За мной!» — скомандовал ка­ питан. Под ураганным обстрелом моряки бросились к горящ ем у зданию. Вместе с ними оказался .х у д ож н и к Дома флота Се­ мен Аннопольекий. Он-то и догадался, что нужно делать. Потушить пожар было не­ возм ожно. Оставалось одно: разрезать на куски и вытащить историческое полотно Рубо. Действовали ножами, топорами, го ­ лыми руками. Пламя бушевало, рушились конструкции, тлела одежда. Люди вы скаки­ вали наружу, их обливали струей воды, и они снова бросались в огонь. Восемьдесят шесть кусков панорамы спасли м ор яки . Их скатали в рулоны, о бе р ­ нули одеялами и ночью отправили на ли­ дере «Ташкент» в Новороссийск. Уж е в порту корабль разбомбили вражеские са­ молеты. Он был сильно поврежден и еле держался на плаву. Тогда в трюм , в м утную воду спустились водолазы и вытащйли д ра­ гоценные полотна. Их перевезли в Куста- най, в хранилище Государственного Исто-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2