Сибирские огни № 03 - 1979
И теперь эта система рвалась, как гнилые нитки. То вверх, то вниз тащили научные сотрудники непосильный груз. Эта работа была бы тяжела крепким мужчинам , а ее в основном выполняли женщины. Грянули м орозы . Те самые, о которы х в М оскве и Ленинграде ходили устрашающие слухи: тридцать, сорок, со рок пять граду сов... Люди ко е -ка к от них спасались, бла го на улицу выходить приходилось редко. Но холодно было и в театре. Чтобы прото пить о гром ное здание, каждый день требо вался вагон каменного угля. А уголь Куз басса в ту пору ценился так же, как хлеб и снаряды. Ведь Д онецкий бассейн был в ру ках у немцев. Топливо давали в первую очередь госпиталям, детским домам и обо ронным заводам. Строго ограничили по требление электроэнергии. Лимита хватало в лучшем случае дней на десять в месяц. Правда, в хранилищах Третьяковки всю ночь горели тусклые лампочки. Но с под возкой угля для котельной случались пере бои. Хранители с тревогой смотрели, как сжимается ртутный столбик термометра. Для картин такие колебания температуры очень опасны. Положение было угрож а ющим. Замош кин наседал на горисполком , на гортоп, на трамвайный трест, на контору строительства театра. Каждый вагон угля доставался с боем. А начальник строитель ства доказывал, что всему виной сами со трудники музеев: они поселились в поме щениях, где установлены отопительные при боры. Двери этих комнат закрыты, поэтому нет свободной циркуляции воздуха. Вот и холодно в хранилищах. Людей из здания н уж н о немедленно переселить, считал он. Тогда улучшится температурный режим . К ром е того, исчезнет опасность пожара. По-своему он был прав. Но куда деваться эвакуированным? Д ир е кто р Третьяковской галереи и на чальник Артиллерийского м узея написали в обком партии. Их заявление рассматри валось 30 декабря 1941 года. В тот пред новогодний день шла обычная будничная работа, с предельным напряжением сил. В обкоме, как и всюду, тогда был двенад цатичасовой рабочий день. А кр ом е того, прихватывали ночь, иногда до утра. В тот день члены' бю ро областного ко- Атитета разошлись далеко за полночь. Они приняли решения, которые помогли увели чить выпуск взрывчатки, лучше организо вать сбор теплых вещей для Красной А р мии, выполнить план закупки хлеба, нала дить подготовку молодых рабочих в Школах фабрично-заводского обучения... Среди самых неотложных дел рассмотрели и музейный вопрос: «Здание оперного театра из-за отсутст вия топлива и транспорта отапливается со вершенно неудовлетворительно, в некото ры х этажах температура доходит до нуля градусов, Вследствие чего отопительная си стема и огромные ценности эвакуирован ных музеев, размещенные в этом здании, находятся под прямой угрозой разрушения и п о р ч и .'Б ю р о обкома ВКП(б) постанов ляет: Обязать председателя горисполкома т. Глыбина обеспечить бесперебойную до ставку топлива для здания оперного театра в количестве 25 тонн ежедневно. Освободить служебные помещения теат ра, занятые сотрудниками Государственной Третьяковской галереи, предоставив им комнаты за счет жилой площади гор о д ско го отдела коммунального хозяйства». Последний пункт постановления требо вал усилить охрану экспонатов. Нельзя сказать, что после этого жизнь хранителей пошла как по маслу. В феврале 1942 года Александр Иванович Замошкин снова жаловался первому секретарю о б ко ма, что угля не хватает, температура и влажность в хранилищах гораздо ниже нормы. В сентябре — новое письмо: «Как я уже Вам сообщал, положение с завозом угля в Д ом науки и культуры катастрофи ческое...» Последовало распоряжение обл исполкома: выделить топливо, транспорт и рабочую силу, до 20 октября перевезти на территорию театра тысячу тонн угля. Его хватило надолго, но не на всю зиму. И сно ва — телефонные звонки, визиты к област ным и городским руководителям, тревож ные письма... Порой даже у обкома партии не хватало власти, чтобы получить доста точно угля. Тогда Замош кин звонил в М о скву, Клименту Ефремовичу Ворошилову: они были давно знакомь!. Маршал давал команду Сибирскому военному окр угу. И в театре становилось тепло. Так ж е энергично действовал и началь ник Артиллерийского музея полковник Куске. А что оставалось ему делать, если сквозь дыры в потолке во время дождей капала вода на экспонаты, в хранилище не было вентиляции и влажность воздуха под нималась до недопустимой цифры — семь десят три процента?!. В такой атмосфере ржавели даже пушки, а среди экспонатов музея находились гораздо более нежные предметы: овеянные славой знамена, ста ринные гравюры, картины, мундиры, ред кие фотографии, исторические документы... Полковник поднял тревогу. Горисполкому пришлось наводить порядок. Он даже при грозил начальнику строительства оперного театра в своем решении: «Предупредить т. Климова, что если он в декадный ср о к не приведет помещения в порядок, обеспечи вающий нормальное хранение ценностей, то он будет привлечен к судебной ответст венности как основной виновник порчи го сударственных ценностей». Конечно, известный сибирский строитель Вячеслав Никанорович Климов душой болел за сохранность музейных экспонатов и са м ого здания. Но почти все рабочие ушли на фронт или возводили на пустырях кор пуса эвакуированных заводов. Н еком у бы ло залатать крышу, заменить лопнувшие трубы . И все-таки это делали, потому что не сделать было нельзя. — Мы прекрасно понимали свою ответ ственность за судьбу о гром ного количест ва первоклассных произведений искусства, ценнейших памятников культуры и исто рии,— рассказывает бывший секретарь Но восибирского обкома партии по промыш-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2