Сибирские огни № 03 - 1979
— Все, что сможем , сделаем и для лю дей, и для вещей. Какие ценности вы при везли, нам объяснять не надо. Будет еще нужда, обращайтесь прямо ко мне без всякого стеснения. О деталях дайте поду мать. Но целиком освободить для вас зда ние театра или перевести вас в д ругое по мещение не в наших силах. В городе каж дый квадратный метр площади на счету, даже если он на ж ивую нитку скроен. А эвакуация продолжается... Он глотнул холодного почти черного чаю и добавил: — Трудностей наших вы за такой корот кий ср о к понять не могли. Вот поживете тут подольше, тогда отчасти поймете. Михаил Васильевич не хотел и не м ог го ворить всего. Тогда это было не ко врем е ни. Но сейчас его слова необходимо рас крыть с помощ ью архивных документов, исторических трудов и свидетельств людей, знавших Новосибирск военных лет. Д о войны в Новосибирске жили четыре ста пятьдесят тысяч человек. Жили скр ом но и довольно тесно — в основном, в де ревянных домах с печным отоплением, без водопровода. 13 декабря 1941 года горисполком опре делил численность жителей Новосибирска в шестьсот тридцать четыре тысячи. Роско шью теперь считалась уж е комната на се мью. Горисполком решил приспособить под жилье чердаки, но и они не спасли по ложения. Селились в клубах, школах. Наспех строили бараки, рыли землянки. М ногие спали там же, где работали: в уч реждениях, в заводских цехах рядом с гу дящими станками. Не только потому, что переночевать было негде. Не хватало вре мени и сил ходить домой. С июля по ноябрь 1941 года в Новоси бирск эвакуировались пятьдесят крупны х заводов, множество центральных и респуб ликанских организаций. В госпиталях за го ды войны вылечились и вернулись на фронт тысячи раненых. Приехал. Ленинградский академический театр драмы имени Пуш ки на. Бюро обкома партии решает: предоста вить гостям помещение областного драма тического театра «Красный факел», а его отправить в Кузбасс. Обязать горисполком в течение суток выделить ленинградским артистам двести комнат. Через три дня — новое постановление: о размещении Ле нинградской государственной филармо нии. Город делал все, чтобы люди, сорванные с места вихрем войны, испытали как м ож но меньше лишений. Сюда ехали народные комиссариаты, государственные комитеты, главки. Ехали писатели, художники, ученые, вырванные из блокады ленинградские де ти, театры Белоруссии, джаз Эдди Роэне- ра, ансамбль лилипутов... Город «уплотнял ся» и принимал всех. Но наступил предел. Когда приехал Ленинградский Новый ТЮЗ, его артистам пришлось около месяца жить в палатках. Архивная справка: «Из шестидесяти школ Новосибирска тридцать семь работают в три смены, девятнадцать— в четыре и че тыре ш колы — через день. Занятия идут с Ю Сибирские огни № 3. семи часов утра до одиннадцати часов ве чера». Архивная справка: «Для того, чтобы раз местить заводы, переводимые в Новоси бирскую область, в частности в Новоси бирск, весь жилой и служебный фонд, ны не освобожденный, обеспечит эти заводы только на пятьдесят процентов. В связи с этим считаем нецелесообразным разме щать в Новосибирске следующие прави тельственные органы...» Работники сою зно го и республиканского комитетов по делам искусств, конечно, хотели поселиться в Но восибирске, рядом с сокровищ ами м оско в ских музеев. Но места им не нашлось, и они отправились в Томск. Всего этого приезжие действительно не могли понять сразу. А поняв, оценили щ ед рость города, покой его неба, недоступно го вражеской авиации. Как вовремя вывез ли сюда самые ценные экспонаты! Д р угую часть фондов Третьяковской галереи от правили на барже в Пермь. Остальное бе рег в М оскве поредевший коллектив во главе с заместителем директора С. Г. П ро ниным. Из его письма и узнали, что фаши стские самолеты обрушили на Лаврушин ский переулок тяжелый бомбовый удар. Одна бомба пробила все перекрытия и ра зорвалась в гардеробе. Другая разрушила зал Б оровиковского. Уничтожен одноэтаж ный дом во дворе галереи. От зажигатель ных бомб возникли пожары. Погибли не сколько человек... Что по сравнению с этой бедой труд но сти эвакуации! Да и трудностей после ноч ной беседы Замошкина и Кулагина стало меньше. Но лишь на время. Механическую мастерскую из театра убрали, в хранили щах установили сигнализацию, устранили множество мелких, но досадных помех в работе и быту. Однако им на смену появи лись новые сложности. Переехали из М осквы несколько семей сотрудников галереи. Замош кин своей вла стью поселил их в театре. Радость, конеч но. А в то же время неудобства: в грим ер ных и костюмерны х стало теснее. Затем в Новосибирск прибыл еще эшелон с экс понатами ленинградских дворцов-музеев, Л енинградского этнографического, Ленин гра д ско го военно-исторического артиллег рийского, С ум ского, См оленского и Горь ковского областных художественных м у зеев. Теперь в театре началось «уплотнение». Кладовые забили ящиками до потолков. В жилых комнатах стало негде повернуться. Архивная справка: «В наиболее тяжелых условиях находятся научные сотрудники ле нинградских музеев, при которых четверо детей от 3 до 14 лет. Все тринадцать чело век живут в холодной, сырой подвальной комнате»... Дождливая осень доставила хранителям м ного хлопот. Крыша протекала. Вода пр о сачивалась сквозь потолки. Тр и дело при ходилось перетаскивать ящики. А когда начала действовать система отопления, на мучились и с ней. Трубы и батареи были установлены перед войной наскоро, прове рить их, надежно подогнать не успели.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2