Сибирские огни № 03 - 1979

) все ли цело... Опломбированные вагоны на всем пути охраняли вооруженные бойцы. На платформах настороженно смотрели в небо стволы зенитных пулеметов. К сча­ стью, заговорить им не пришлось. — Подъезжаем ! М осквичи прильнули к окнам. Карто­ фельные поля, простор могучей реки, пыльная зелень придорож ны х тополей, россыпи деревянных домиш ек, перепле­ тение станционных путей... Пути сплошь забиты вагонами, теплушками, платформа­ ми. Выгружается завод: станки, гора ж е ­ лезных конструкций. Мелькают белые ха­ латы: санитары несут тяжелораненых. Д ерж ась за руки, испуганно озираясь по сторонам, семенят ребятиш ки — эвакуиро­ ванный детский д ом . К людской разноголо­ сице, лязгу металла, гудкам паровозов при­ мешиваются вызывающе веселые рулады гарм ош ки. Кто пляшет, кто плачет, кто зло кричит: «Ну, куда потащил? Сюда давай, ворона!» — Что творится! И мы в эту кашу... — Расхлебаем! Неунывающий Кудрявцев, конечно, прав. Вот уже подошли к вагону представители гор ком а партии м горисполкома. Замош ки- ну, начальнику эшелона, рапортует ко р е ­ настый черноглазый капитан, ему приказа­ но обеспечить перевозку груза. Бйтюцкая совсем не по уставу берет его за рукав: — Я должна вас проинструктировать. Наш гр уз необычный. Бывали в Третьяков­ ско й галерее? Не беда, еще побываете. В общ ем , главное — осторожность. Чтобы ни толчков, ни ударов. М ягко, ласково... — Выполним все ваши указания,— уве­ ряет капитан.— Вы сал!й объясните бойцам, как действовать. Эшелон разгружали два дня. М олодые красноармейцы , обливаясь потом, на руках опускали тяжелые ящики, аккуратно уста­ навливали в кузовах грузовиков, тихонько везли по тряском у булыжнику мостовых. Софье Иннокентьевне почти не приходи­ лось напоминать своих наставлений. Сиби­ ряки оказались чуткими и понятливыми. Замош кин распределил сотрудников га­ лереи: одни деж урили на станции, другие принимали экспонаты и руководили их рас­ становкой в хранилище. Хранилищем стало здание строящ егося театра оперы и балета. О гром ны й зритель­ ный зал стоял без кресел, вместо сцены — провал. Только белевшие в нишах копии античных статуй да жизнерадостная роспись плафона намекали на будущ ую красоту талантливо задуманного амфитеатра. Всю­ д у — кирпичны е неоштукатуренные стены, черные провода, ржавые трубы... Все это выглядело довольно мрачно и неуютно. Зато радовали и поражали грандиозные пространства здания. В нем был еще один зрительный зал с балконом, широкие фойе, м ножество служебных помещений. Здесь м ож но было разместить не один эшелон. — Не забудьте о реставрационной ма­ стерской,— напомнил Кудрявцев Замош ки- ну.— Нам нуж но м ного места. — Выбирайте сами, где вам удобнее. А р ­ тистические гримерны е будут нашими ж и ­ лыми комнатами. Да, жить пока будем здесь. Так даже лучше на первых порах. Красноармейцы поставили ящики на ме­ ста, указанные хранителями,— в два, в три этажа с проходами м еж ду рядами. Проща­ ясь, их командир полюбопытствовал: — А увидеть м ож но будет, что лежит в ваших ящиках? Выставки будете устрани вать? — Какие выставки, голубчик! — устало отмахнулся Замош кин.— Не о том сейчас наша забота. — Ну, извините,— огорчился командир.— Счастливо устроиться. А нам, однако, на фронт скоро. Он козы рнул и пошел к выходу. А л ек­ сандр Иванович посмотрел ему вслед и вдруг крикнул: — Вы приходите. Слышите, капитан? Приходите через.' недельку. Что-нибудь вам покажем . Капитан улыбнулся и еще раз взял под ко зы ре к. Быт налаживался трудно. Горисполком выдал ко е -ка кую мебель, кровати. Однако трудности возникали на каж дом шагу. Только дети были в восторге. С визгом и топотом носились они по удивительному дом у. А взрослые тревожились. Не о своих удобствах — о судьбе экспонатов- В здании оказалось множество квартирантов. Мест­ ный краеведческий музей, выселенный во­ енными из собственного здания, был при­ ятным соседом. С его сотрудниками м оск­ вичи днем и ночью дежурили, в кладовой — м ож но было хоть словом перемолвиться, помочь д руг другу. Но здесь ж е находи­ лись эвакуированный из М осквы главк, два новосибирских проектных института, геоло­ гическое управление, радиокомитет,.. С ут­ ра до глубокой ночи театр шевелился, как большой муравейник. Посторонние люди то и дело ходили возле музейных ящиков, рядом с шедеврами искусства! В глубинах необъятного сооружения обнаружилась даже механическая мастерская. Оттуда проникали вредные для экспонатов испа­ рения. Это совсем уж не совмещалось со строгими музейными правилами. Все свои тревоги Замош кин выложил первом у секретарю обкома партии Михаи­ лу Васильевичу Кулагину. Беседовали они ночью: это время в обком е считалось бо­ лее подходящим для спокойной работы. Но р азговор часто прерывали телефонные звонки, в кабинет входили люди с неотлож­ ными делами. Кулагин — моложавый под­ тянутый человек с красивым энергичным лицом — решения принимал быстро, без лишних слов, и кивком приглашал д ирек­ тора продолжать рассказ. — Мы понимаем ваши трудности,— ска­ зал в конце Замош кин.— Но положение, в котором оказались экспонаты главных м о­ сковских музеев, нужно менять. О людях я не говорю — мы потерпим. А картины терпеть не могут. Кулагин потушил папиросу, встал, подо­ шел к окну, глянул в ночную темень, кр е п ­ ко потер шею под воротом гимнастерки. Снова застегнул верхнюю пуговицу и, воз­ вращаясь на место, ответил:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2