Сибирские огни № 03 - 1979
На этом пути больших успехов достигла научный сотрудник Эрмитажа Ирина Вла димировна Лйнник. Она определила авто ров двухсот полотен; приблизительно, а иногда совершенно точно их датировала. Ей принадлежит первая в м ире научная диссертация по этим проблемам искусство ведения. Ирина Владимировна занимается в основном голландской живописью , но ей приходилось высказывать свои суждения и но поводу спорных произведений фла мандских, итальянских, испанских, фран цузских живописцев. Каждый раз ее, точка зрения оказывалась настолько аргументированной, что с ней соглашались и советские, и зарубежные специалисты. О д на ко случается и так, что даже м н о го летние и коллективные исследования с ис пользованием всего арсенала технических средств не даю т окончательного ответа. У научных сотрудников музеев, храните лей, реставраторов, историков искусства множество нереш енны х проблем. Свой опыт и знания, новые методы хра нения, реставрации и исследования произ ведений искусства советские специалисты охотно передаю т зарубеж ным коллегам. В послевоенные годы Советский Сою з возвратил правительствам ГДР и Польши спасенные и восстановленные художествен ные коллекции, принадлежащие народам этих стран. Весь м ир б ь т п о ко р е н не толь ко бескорыстием нашего государства, но и мастерством реставраторов. Еще раз их ис кусство поразило поним ающ их людей в 1966 году. Тогда на Италию обрушился ура ган невиданной силы. Наводнения, обвалы, оползни... За один день 5 ноября страна понесла больше материальных убы тков, чем за всю прош лую войну. Но под угро зо й оказались и бесценные памятники культу ры. Город-м узей Ф лоренция был залит во дой. На некоторых улицах ее уровень д о стигал шести метров. Картины, фрески, древние рукописи нуждались в срочной по мощи. Лучшие реставраторы многих стран вы летели во Ф л оренцию . Прибыла туда и со ветская группа — Вероника Карасева, Игорь Тарасов, Александр Зайцев. Итальянские специалистц| встретили их настороженно, долго «экзаменовали» профессиональными вопросами. Согласились не во всем, но работу дали. Какая это была работа! Холсты покры ты слоем ила, грязи, нефти, прорваны , п о ко роблены. Лак разложился, красочного слоя не видно, даж е невозм ож но определить, каков сюжет картины, что там написано. А вещи ценнейшие, созданные флорентий скими живописцами в шестнадцатом и сем надцатом веках. «...С тех пор, ка к приступили к работе, нигде не бываем. Не хватает времени. Ра бота — обед — работа — ужин. К вечеру так устанешь, что у ж е нет ни сил, ни ж е лания куда-либо идти,— писала в дневнике Вероника Николаевна Карасева. ...Работали без обеда, до восьми вечера... Тарасов жалуется на ¡боли в сердце. Дала ему сердечных ^капель. Мне они уж е не по могаю т. С ко р о начну их пить пивными круж ками...» Так шли месяцы. И куда подевалась на стороженность итальянских м узееведов! Д о приезда советских реставраторов профес сиональное первенство держали англий ские мастера. Но вскоре им пришлось при знать превосходство посланцев М осквы . К ним все чаще обращались за советом и помощ ью , даж е авторитеты с проф ессор скими званиями просили консультации. «Прежде чем Бы покинете наш город , мы хотели бы выразить помимо благодар ности нашу гл уб о кую признательность за проведенную Вами работу, и пусть эта при знательность, признательность народов м и ра, которым Вы вернули бесценные полот на, и народов Италии и Ф лоренции будет Вам Высшей наградой». Эти с т р о ки— из памятного адреса, кото рый вручили советским реставраторам. Верные слова! Где бы ни спасли, где бы ни сохранили картину, труд этот заслуживает благодарности всех народов. Ибо мы, дети Земли, принадлежим к единой человече ской цивилизации, а роль искусства в ее прогрессе неоценима. Сберегла Сибирь Только в поезде они узнали, куда едут. В М оскве даж е не пытались спрашивать об этом директора. Знали: все равно не ска жет. Не имеет права раскрыть государст венную тайну. Теперь, когда столица оста лась позади, Александр Иванович Замош - кин объявил: жйть будем в Новосибирске. О судьбе груза о собого эшелона поза ботились руководители партии и прави тельства. Ведь грузу этому цены нет. Ш е девры Третьяковской галереи, М узея изо бразительных искусств имени Пушкина, М узея нового западного искусства, М узея восточных культур, архивы М узея м узы кальной культуры , коллекция инструментов М о ско вско й консерватории... Прославлен ные полотна Сурикова, Репина, Саврасова, Левитана. Известные всему м иру картины Рубенса, Пуссена, Ван Гога, Ренуара. А н тичные, египетские, японские скульптуры . Нотные записи Глинки, Чайковского, М у со р гско го . С кр ипки работы Страдивари, Гварнери, Амати... За эти сокровищ а рус ско й и м ировой культуры сибиряки теперь ответственны перед народом наравне с м оско вским и м узейным и работниками. В о т— главное. А остальное зависит от хра нителей. Для того они и едут в д алекую незнаком ую Сибирь... Ехали долго. Состав часами стоял на станциях, пропускал воинские эшелоны. Они спешили навстречу боям. А на восток шли санитарные поезда, заполненные ране ными. Им ж е ле зн о д о р ож н и ки тож е давали «зеленую улицу». На каж дой стоянке Замош кин, Битюцкая и главный реставратор галереи Евгений Ва сильевич Кудрявцев успевали осмотреть хотя бы один вагон: не рассыпались ли штабеля ящиков, не протекает ли крыша,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2