Сибирские огни № 03 - 1979

това от вандалов-фашистов, не давшим осквернить памяти поэта»,— записал в кни­ ге отзывов музея генерал Масленников. Он руководил освобождением Пятигор­ ска. Здание киевского музея Ш евченко занял под свои апартаменты гауляйтор Украины Эрих Кох. Экспонаты были выброшены во двор. Рискуя ж изнью , научный сотрудник м узея Е. Е. Середа и сторож Найда собра­ ли их и укрыли в здании ш колы . Несколько раз они пробирались в тайник и проверя­ ли — целы ли картины, скульптуры , фар­ фор. Ту часть города захватчики объявили запретной зоной и стреляли без предупре­ ждения. Гитлеровцы разграбили Таганрогский краеведческий м узей. Его научного со­ трудника профессора В. М. Базилевича рас­ стреляли за попы тку скрыть самые ценные экспонаты. 23 сентября 1944 года, в день осво бож ­ дения Полтавы, Борис Полевой писал в «Ком сомольской правде»: «Еще горит пре­ красное здание Полтавского краеведческо­ го м узея, о дного из лучших музеев У краи­ ны. Пламя с ревом выбрасывается из ниж ­ них этажей, пожирая остатки картин, древней утвари, уникального имущества. Тут же на мостовой перед м узеем восемь обугленных трупов. Это трупы тех, кто пы­ тался спасти м узей и потушить пожар. Не­ м ецкие факельщики хватали их, раскачива­ ли и живьем бросали в огонь». Фашисты разрушили на территории Со­ ветского Союза около трех тысяч памятни­ ков архитектуры, уничтожили четыреста двадцать семь музеев, похитили свыше ста тысяч экспонатов, искалечили несчетное множество произведений искусства. На их восстановление наше государство затрати­ ло миллиарды рублей, а работы хватит еще на десятилетия. М ногие экспонаты, убран­ ство дворцов-м узеев приходится не просто восстанавливать (хотя и это далеко не про­ сто) — их нужно возрождать заново. Здесь- то и пригодился опыт, накопленный рестав­ раторами еще в довоенные годы. Когда заведующий реставрационными мастерскими Русского музея Ананий Бори­ сович Бриндаров знакомил меня с тонко­ стями своего увлекательного и на редкость сл ож ного дела, под его руководством ра­ ботали четырнадцать специалистов. Сейчас их семьдесят. Появились реставраторы во м ногих областных картинных галереях, где их раньше не было. А Бриндаров хоть и ушел на пенсию, но не расстался с главным делом своей ж изни: п о -п р еж нем у «лечит» картины. Исследователь, изобретатель м ож ет по­ тратить месяцы на какой-нибудь экспери­ мент, а потом признать его неудавшимся. Отрицательный результат бывает не менее важен для науки, чем положительный. Ре­ ставратор лишен такой возм ожности. Он не имеет права на ош ибку и обязан действо­ вать только наверняка. Самый надежный способ сберечь в це­ лости шедевры прост: нужно упрятать их в запасники, изолировать от внешнего мира. Именно так поступал простодушный мэр маленького город ка Ретеля во французских Арденнах. Более полувека девяносто про­ изведений Рембрандта, Тициана, Брейгеля, К о ро и других прославленных живописцев дремали в подвалах. Их упрятали еще во время Первой мировой войны. Это была понятная и законная предосторожность. Но с тех пор ящики так и не открывали. — Держать картины в крепких подвалах вернее, чем перенести их в залы,— говорил мэр, семидесягипятилетний Камиль Лассо.— Ш утка сказать, это ж е —1миллионы фран­ ков! Полотнам затворническая жизнь действи­ тельно обещает продление молодости. Пе­ р ед началом Второй мировой войны р е ­ ставраторы Национальной галереи в Лон­ доне по восемь месяцев в году устраняли поражения живописи, вызванные пылью, копотью , вредными газами, перепадами температуры и влажности воздуха. Нача­ лась война. Все экспонаты галереи поме­ стили в хранилища с постоянным клима­ том. И в течение пяти лет картинам совер­ шенно не требовалась помощь. Стоило вернуть их в залы, как они снова заболели старыми недугами. О днако хранить — не значит прятать. Нельзя обкрадывать теперешнее человече­ ство даже во имя будущих поколений. Вот и приходится держать в залах и на площа­ дях городов создания худож ников и скуль­ пторов, подвергать их безжалостным уда­ рам времени. Под снегопадами и дождями, под лучами яркого света, в засоренной ат­ мосф ере индустриальных центров произве­ дения искусства, конечно, старятся быст­ рее, чем в стерильных помещениях с ко н ­ диционерами, куда публике доступ закрыт. Но выход из этого положения только один: совершенствовать методы хранения. — При помощи современных достиже­ ний науки и техники м ож н о продлить жизнь музейных экспонатов на многие века,— го­ ворит один из крупнейш их специалистов в этой области Евгений Константинович Крол- лау. Сегодня реставраторы и хранители во­ оруж ены такими инструментами, прибора­ ми и аппаратами, что перед ними откры ­ ваются все тайны старых картин, икон, рисунков, все их скры тые болезни. Разно­ образные научно-технические средства по­ могаю т и исследовать произведения искус­ ства для того, чтобы определить их автора и время создания, изучить творческую ма-® неру художника, его индивидуальный «по­ черк». Помогают, но не заменяют знаний искусствоведа, его вкуса и внутреннего чутья, целеустремленности и настойчиво­ сти, умения анализировать незнаком ую вещь и сопоставлять ее с другими. Задача эта настолько сложна, что н е р е д ко ошиба­ ются даже авторитетные специалисты. По­ рой за подлинник принимаю т фальшивку. Задача разоблачать подд елки стоит и пе­ ре д советскими искусствоведами. Но она далеко не главная. Гораздо важнее вернуть имена и даты подлинным произведениям искусства, ко то ры е .пока остаются безымян­ ными. Таких картин, скульптур, рисунков, гравю р еще м но ги е сотни.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2