Сибирские огни № 03 - 1979
това от вандалов-фашистов, не давшим осквернить памяти поэта»,— записал в кни ге отзывов музея генерал Масленников. Он руководил освобождением Пятигор ска. Здание киевского музея Ш евченко занял под свои апартаменты гауляйтор Украины Эрих Кох. Экспонаты были выброшены во двор. Рискуя ж изнью , научный сотрудник м узея Е. Е. Середа и сторож Найда собра ли их и укрыли в здании ш колы . Несколько раз они пробирались в тайник и проверя ли — целы ли картины, скульптуры , фар фор. Ту часть города захватчики объявили запретной зоной и стреляли без предупре ждения. Гитлеровцы разграбили Таганрогский краеведческий м узей. Его научного со трудника профессора В. М. Базилевича рас стреляли за попы тку скрыть самые ценные экспонаты. 23 сентября 1944 года, в день осво бож дения Полтавы, Борис Полевой писал в «Ком сомольской правде»: «Еще горит пре красное здание Полтавского краеведческо го м узея, о дного из лучших музеев У краи ны. Пламя с ревом выбрасывается из ниж них этажей, пожирая остатки картин, древней утвари, уникального имущества. Тут же на мостовой перед м узеем восемь обугленных трупов. Это трупы тех, кто пы тался спасти м узей и потушить пожар. Не м ецкие факельщики хватали их, раскачива ли и живьем бросали в огонь». Фашисты разрушили на территории Со ветского Союза около трех тысяч памятни ков архитектуры, уничтожили четыреста двадцать семь музеев, похитили свыше ста тысяч экспонатов, искалечили несчетное множество произведений искусства. На их восстановление наше государство затрати ло миллиарды рублей, а работы хватит еще на десятилетия. М ногие экспонаты, убран ство дворцов-м узеев приходится не просто восстанавливать (хотя и это далеко не про сто) — их нужно возрождать заново. Здесь- то и пригодился опыт, накопленный рестав раторами еще в довоенные годы. Когда заведующий реставрационными мастерскими Русского музея Ананий Бори сович Бриндаров знакомил меня с тонко стями своего увлекательного и на редкость сл ож ного дела, под его руководством ра ботали четырнадцать специалистов. Сейчас их семьдесят. Появились реставраторы во м ногих областных картинных галереях, где их раньше не было. А Бриндаров хоть и ушел на пенсию, но не расстался с главным делом своей ж изни: п о -п р еж нем у «лечит» картины. Исследователь, изобретатель м ож ет по тратить месяцы на какой-нибудь экспери мент, а потом признать его неудавшимся. Отрицательный результат бывает не менее важен для науки, чем положительный. Ре ставратор лишен такой возм ожности. Он не имеет права на ош ибку и обязан действо вать только наверняка. Самый надежный способ сберечь в це лости шедевры прост: нужно упрятать их в запасники, изолировать от внешнего мира. Именно так поступал простодушный мэр маленького город ка Ретеля во французских Арденнах. Более полувека девяносто про изведений Рембрандта, Тициана, Брейгеля, К о ро и других прославленных живописцев дремали в подвалах. Их упрятали еще во время Первой мировой войны. Это была понятная и законная предосторожность. Но с тех пор ящики так и не открывали. — Держать картины в крепких подвалах вернее, чем перенести их в залы,— говорил мэр, семидесягипятилетний Камиль Лассо.— Ш утка сказать, это ж е —1миллионы фран ков! Полотнам затворническая жизнь действи тельно обещает продление молодости. Пе р ед началом Второй мировой войны р е ставраторы Национальной галереи в Лон доне по восемь месяцев в году устраняли поражения живописи, вызванные пылью, копотью , вредными газами, перепадами температуры и влажности воздуха. Нача лась война. Все экспонаты галереи поме стили в хранилища с постоянным клима том. И в течение пяти лет картинам совер шенно не требовалась помощь. Стоило вернуть их в залы, как они снова заболели старыми недугами. О днако хранить — не значит прятать. Нельзя обкрадывать теперешнее человече ство даже во имя будущих поколений. Вот и приходится держать в залах и на площа дях городов создания худож ников и скуль пторов, подвергать их безжалостным уда рам времени. Под снегопадами и дождями, под лучами яркого света, в засоренной ат мосф ере индустриальных центров произве дения искусства, конечно, старятся быст рее, чем в стерильных помещениях с ко н диционерами, куда публике доступ закрыт. Но выход из этого положения только один: совершенствовать методы хранения. — При помощи современных достиже ний науки и техники м ож н о продлить жизнь музейных экспонатов на многие века,— го ворит один из крупнейш их специалистов в этой области Евгений Константинович Крол- лау. Сегодня реставраторы и хранители во оруж ены такими инструментами, прибора ми и аппаратами, что перед ними откры ваются все тайны старых картин, икон, рисунков, все их скры тые болезни. Разно образные научно-технические средства по могаю т и исследовать произведения искус ства для того, чтобы определить их автора и время создания, изучить творческую ма-® неру художника, его индивидуальный «по черк». Помогают, но не заменяют знаний искусствоведа, его вкуса и внутреннего чутья, целеустремленности и настойчиво сти, умения анализировать незнаком ую вещь и сопоставлять ее с другими. Задача эта настолько сложна, что н е р е д ко ошиба ются даже авторитетные специалисты. По рой за подлинник принимаю т фальшивку. Задача разоблачать подд елки стоит и пе ре д советскими искусствоведами. Но она далеко не главная. Гораздо важнее вернуть имена и даты подлинным произведениям искусства, ко то ры е .пока остаются безымян ными. Таких картин, скульптур, рисунков, гравю р еще м но ги е сотни.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2