Сибирские огни № 03 - 1979
сокровищ а искусства. Древние монеты величиной с ноготь и полотна размером в десятки квадратных метров, почти невесо мы е офорты и многотонные скульптуры от правлялись туда, где им не грозила опас ность. Эвакуированные ценности принимали За кавказье и Заволжье, Урал и Казахстан. О собенно м ного произведений искусства, памятников истории и культуры укрыла Сибирь. В Томске разместилась Севасто польская картинная галерея, в Ом ске — во р о неж ский музей изобразительных ис кусств и О строгож ский художественный м у зей имени Крам ского, в Абакане — Харь- • ковская картинная галерея и галерея имени Ш евченко. А самым большим хранилищем стало здание Н овосибирского театра оперы и балета. Под его крыш ей сосредоточили фонды двенадцати музеев. И каких! Без их коллекций невозм ож но представить м иро вое и отечественное искусство, историю всего человечества. «Сибирь далеко от фронта,— писал 7 но ября 1942 года в газете «Советская Си бирь» Савва К ожевников.— Ее высокое крупнозвездное небо не запоганено фа шистскими самолетами, ее пейзаж не изрыт артиллерийскими снарядами, ее поля не помяты немецкими танками. Города Сибири не тронуты фугасками, и по ночам в них горят, не потухая, электрические огни. Но прислушайтесь к пульсу края, и вы уловите в нем ритм войны. Здесь все подчинено фронту. Все для фронта. Воля и мысли, чувства и м ускулы, все богатства края и безгранично могучий народный труд». Тыл работал кр углы е сутки без выход ных и отпусков. Он вооружал, кормил, оде вал и обувал многом иллионную армию, всю страну. Он лечил раненых, растил де тей — своих и привезенных из фронтовой полосы. И еще он хранил культуру, на хо д у узнавая, как требовательны, оказывает ся, музейные ценности, ка к сложно создать им хотя бы сносные условия. И все ж е це ной невероятных усилий местные жители и эвакуированные специалисты создавали эти условия. Их работа была незаметной и будничной. О ней не упоминали приказы Верховного Главнокомандования и сооб щения ТАСС. Главной оценкой непрестан ного труда стали записи в актах, состав ленных после возвращения экспонатов: «Повреждений нет». Для хранителей это — высший балл. Но далеко не все ценности музеев уда лось эвакуировать. Слиш ком мало времени отвела на это война. Первого июля 1941 го да из Ленинграда отправились два эшело на под усиленной охраной. В одном нахо дились полмиллиона экспонатов Эрмитажа. В д ругом — триста тысяч наиболее ценных картин и скульптур из коллекций Русского м узея. За неделю упаковать такую массу разнообразны х вещей! А каждая вещь — шедевр м ирового значения. К ним и при- коенуться-то лишний раз не решались. Те перь их приходилось готовить в дальнюю д орогу. Эту работу м ож но было доверить только умелым, опытным и любящим р у кам. Всю неделю на Д ворцовой набереж ной и на площади Искусств почти не смы кали глаз. Потом с таким ж е напряжением работали еще две с лишним недели. 20 июля эшелон повез в Свердловск более семисот тысяч экспонатов Эрмитажа. Но в этом неисчерпаемом м узее осталось около миллиона вещей. А вторую партию кол лекций Русского музея вернули со стан ции назад: оккупанты перерезали послед нюю ж еле зн о д о р ож н ую магистраль. Коль цо блокады зам кнулось. В нем остались и ценности, вывезенные в Исаакиевский со бор из пригородны х дворцов-музеев. Нет меры , которая определила бы сте пень страданий и мужества осажденных ленинградцев. Это были высшие страдания и высшее мужество. Наравне со всеми ж и телями города хранители музейных ценно стей испытали все, чем памятны поколени ям девятьсот дней блокады. Они умирали от голода и ран. На детских саночках они везли хоронить иссохшие тела своих близ ких. Они рыли окопы , строили бом боубе жища, заготавливали дрова, носили воду из прорубей в невском льду. Весной чистили свой город от снежных завалов и в вися чем саду Эрмитажа, возле фонтана перед главным входом Русского м узея, в сквере возле И саакиевского собора сажали м о р ковь и капусту. А сверх того они еще по сигналу воздушной тревоги занимали свои боевые посты и тушили зажигательные бомбы. Потом, пошатываясь от слабости, обходили бесконечные километры м узей ных залов — проверяли их состояние. И каж ды й день передвигали, протирали, чистили, распаковывали и запаковывали экспонаты. Они из последних сил хранили красоту и сделали больше, чем позволяли человеческие с и л ы .. И все же сотрудники ленинградских м у зеев находились среди своих. А многие их коллеги остались на оккупированной вра гом территории — не смогли уехать или не захотели бросить на произвол судьбы до веренные им ценности. Этим людям выпа ло на долю худшее: вплотную увидеть зве риное обличье фашизма. Хранители Д ом а-м узея Льва Толстого в Ясной Поляне смело протестовали, когда гитлеровцы устроили в комнатах великого писателя сапожную мастерскую и начали топить печи книгами из его библиотеки. Спасаясь бегством, фашисты подож гли усадьбу, но сотрудники музея и жители се ла потушили огонь. Это дало возможность вскоре после освобождения, в мае 1942 го да, отремонтировать и открыть музей. Д ир е кто р Дома-м узея Лермонтова в Пя тигорске Е. П. Яковина и ее помощницы на кануне оккупации вселились в м узей, а ка бинет поэта с его личными вещами и картинами заперли. Туда ж е сложили экс понаты Ростовского художественного м у зея, привезенные до войны на выставку. Гитлеровцы, к счастью, поверили, что под зам ком — обыкновенная кладовая, а дом ик настолько ветхий, что жить в нем нельзя. Эта святая ложь могла закончиться пулей или виселицей. «Красноармейское спасибо скром ным русским людям, патриотам на шей Родины, сохранившим д ом ик Л ерм он
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2