Сибирские огни № 03 - 1979

сокровищ а искусства. Древние монеты величиной с ноготь и полотна размером в десятки квадратных метров, почти невесо­ мы е офорты и многотонные скульптуры от­ правлялись туда, где им не грозила опас­ ность. Эвакуированные ценности принимали За­ кавказье и Заволжье, Урал и Казахстан. О собенно м ного произведений искусства, памятников истории и культуры укрыла Сибирь. В Томске разместилась Севасто­ польская картинная галерея, в Ом ске — во р о неж ский музей изобразительных ис­ кусств и О строгож ский художественный м у­ зей имени Крам ского, в Абакане — Харь- • ковская картинная галерея и галерея имени Ш евченко. А самым большим хранилищем стало здание Н овосибирского театра оперы и балета. Под его крыш ей сосредоточили фонды двенадцати музеев. И каких! Без их коллекций невозм ож но представить м иро­ вое и отечественное искусство, историю всего человечества. «Сибирь далеко от фронта,— писал 7 но­ ября 1942 года в газете «Советская Си­ бирь» Савва К ожевников.— Ее высокое крупнозвездное небо не запоганено фа­ шистскими самолетами, ее пейзаж не изрыт артиллерийскими снарядами, ее поля не помяты немецкими танками. Города Сибири не тронуты фугасками, и по ночам в них горят, не потухая, электрические огни. Но прислушайтесь к пульсу края, и вы уловите в нем ритм войны. Здесь все подчинено фронту. Все для фронта. Воля и мысли, чувства и м ускулы, все богатства края и безгранично могучий народный труд». Тыл работал кр углы е сутки без выход­ ных и отпусков. Он вооружал, кормил, оде­ вал и обувал многом иллионную армию, всю страну. Он лечил раненых, растил де­ тей — своих и привезенных из фронтовой полосы. И еще он хранил культуру, на хо­ д у узнавая, как требовательны, оказывает­ ся, музейные ценности, ка к сложно создать им хотя бы сносные условия. И все ж е це­ ной невероятных усилий местные жители и эвакуированные специалисты создавали эти условия. Их работа была незаметной и будничной. О ней не упоминали приказы Верховного Главнокомандования и сооб­ щения ТАСС. Главной оценкой непрестан­ ного труда стали записи в актах, состав­ ленных после возвращения экспонатов: «Повреждений нет». Для хранителей это — высший балл. Но далеко не все ценности музеев уда­ лось эвакуировать. Слиш ком мало времени отвела на это война. Первого июля 1941 го­ да из Ленинграда отправились два эшело­ на под усиленной охраной. В одном нахо­ дились полмиллиона экспонатов Эрмитажа. В д ругом — триста тысяч наиболее ценных картин и скульптур из коллекций Русского м узея. За неделю упаковать такую массу разнообразны х вещей! А каждая вещь — шедевр м ирового значения. К ним и при- коенуться-то лишний раз не решались. Те­ перь их приходилось готовить в дальнюю д орогу. Эту работу м ож но было доверить только умелым, опытным и любящим р у­ кам. Всю неделю на Д ворцовой набереж ­ ной и на площади Искусств почти не смы­ кали глаз. Потом с таким ж е напряжением работали еще две с лишним недели. 20 июля эшелон повез в Свердловск более семисот тысяч экспонатов Эрмитажа. Но в этом неисчерпаемом м узее осталось около миллиона вещей. А вторую партию кол ­ лекций Русского музея вернули со стан­ ции назад: оккупанты перерезали послед­ нюю ж еле зн о д о р ож н ую магистраль. Коль­ цо блокады зам кнулось. В нем остались и ценности, вывезенные в Исаакиевский со­ бор из пригородны х дворцов-музеев. Нет меры , которая определила бы сте­ пень страданий и мужества осажденных ленинградцев. Это были высшие страдания и высшее мужество. Наравне со всеми ж и ­ телями города хранители музейных ценно­ стей испытали все, чем памятны поколени­ ям девятьсот дней блокады. Они умирали от голода и ран. На детских саночках они везли хоронить иссохшие тела своих близ­ ких. Они рыли окопы , строили бом боубе­ жища, заготавливали дрова, носили воду из прорубей в невском льду. Весной чистили свой город от снежных завалов и в вися­ чем саду Эрмитажа, возле фонтана перед главным входом Русского м узея, в сквере возле И саакиевского собора сажали м о р ­ ковь и капусту. А сверх того они еще по сигналу воздушной тревоги занимали свои боевые посты и тушили зажигательные бомбы. Потом, пошатываясь от слабости, обходили бесконечные километры м узей­ ных залов — проверяли их состояние. И каж ды й день передвигали, протирали, чистили, распаковывали и запаковывали экспонаты. Они из последних сил хранили красоту и сделали больше, чем позволяли человеческие с и л ы .. И все же сотрудники ленинградских м у­ зеев находились среди своих. А многие их коллеги остались на оккупированной вра­ гом территории — не смогли уехать или не захотели бросить на произвол судьбы до­ веренные им ценности. Этим людям выпа­ ло на долю худшее: вплотную увидеть зве­ риное обличье фашизма. Хранители Д ом а-м узея Льва Толстого в Ясной Поляне смело протестовали, когда гитлеровцы устроили в комнатах великого писателя сапожную мастерскую и начали топить печи книгами из его библиотеки. Спасаясь бегством, фашисты подож гли усадьбу, но сотрудники музея и жители се­ ла потушили огонь. Это дало возможность вскоре после освобождения, в мае 1942 го­ да, отремонтировать и открыть музей. Д ир е кто р Дома-м узея Лермонтова в Пя­ тигорске Е. П. Яковина и ее помощницы на­ кануне оккупации вселились в м узей, а ка­ бинет поэта с его личными вещами и картинами заперли. Туда ж е сложили экс­ понаты Ростовского художественного м у­ зея, привезенные до войны на выставку. Гитлеровцы, к счастью, поверили, что под зам ком — обыкновенная кладовая, а дом ик настолько ветхий, что жить в нем нельзя. Эта святая ложь могла закончиться пулей или виселицей. «Красноармейское спасибо скром ным русским людям, патриотам на­ шей Родины, сохранившим д ом ик Л ерм он

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2