Сибирские огни № 03 - 1979

ИСКУССТВО Геннадий Петров / ХРАНИТЕЛИ КРАСОТЫ Об этом случае я слышал дважды. Сна­ чала — от работников ленинградских м узе ­ ев. А через несколько лет ту же историю вспомнила сибирская писательница Елиза­ вета Константиновна Стюарт. Большое рас­ стояние во времени и пространстве при­ дало давнему происшествию аромат леген­ ды. Но м ож но поручиться: так было на самом деле! В начале сентября 1941 года в Павловске, а может быть, в Пуш кине или Петродворце, хранители музея грузили на автомашину экспонаты, чтобы отправить их в Ленин­ град. Вдруг послышался уже знакомый, противный, какой-то ноющий звук: летел нем ецкий бомбардировщ ик. — Ложись! — крикнул шофер и бросился в сторону, в кусты сирени. В этот миг немолодой хранитель совер­ шил нечто неожиданное и странное. Вместо того, чтобы последовать прим еру бывалого солдата, он с ловкостью , неизвестно откуда взявшейся, взлетел в кузов грузовика и лег на ящики с фарфором, раскинув руки в стороны. Самолет пролетел, сбросив серию зажи­ гательных бомб. Их быстро потушили. А когда все успокоились, стали спрашивать хранителя: зачем он полез в кузов? Тот смутился, нахмурился и замял разговор. Да и что он м ог Ътветить? Если рассуждать здраво, то совершенно ясно: защищать своим телом хрупкие музейные ценности от бомбы или даже от пулеметной очереди бесполезно. Все это так. Но в ту минуту хранителем руководил не рассудок. Его толкнуло безотчетное стремление спасти неповтори­ мые вещи, ко то ры е он всю жизнь изучал и берег. Мы знаем тысячи подвигов советских людей в Великой Отечественной войне. Их совершали кажды й день летчики и тан­ кисты, пехотинцы и моряки, комиссары и врачи, кинооператоры и журналисты, раз­ ведчики и партизаны. О славных делах ра­ ботников музеев написано мало. А эти тихие скром ны е люди показали себя героя­ ми во фронтовой полосе, в советском и вражеском тылу. В севастопольском порту все вокруг р у­ шилось, горело, взлетало в воздух. А ди­ ректор городской картинной галереи М . П. Кротицкий сидел возле ящиков с экспона­ тами и ждал погрузки. Ждал больше двух недель. У него не было никаких предписа­ ний начальства. Им руководило только чув­ ство долга. И он вывез галерею. В Сева­ стополе погибли его мать и сын. Последнюю очередь экспонатов Н овго­ р одского музея эвакуировали на барже. Ее сопровождала научный сотрудник П. А. Крыжановская. Каким -то чудом караван прошел по Волхову под непрерывными бомбеж ками, по рекам, озерам и каналам добрался до Белозерска. Здесь Крыжанов- скую застала зима. М орозы могли погубить экспонаты. Крыжановская сумела вывезти их на санях в Вологду, а затем -— в город Советск. Это путешествие стоило ей зд о­ ровья, но музейные ценности были сохра­ нены. Когда фонды Л енинградского м узея этно­ графии отправили из Горького дальше в тыл, в Новосибирск, на эшелон налетели немецкие самолеты. Зажигательная бомба упала на крыш у вагона с экспонатами, на­ чался пожар. Сотрудник музея А. В. Ви- хирев на полном ходу поезда поднялся на крыш у и потушил огонь. Из самоотверженных поступков отдель­ ных людей складывается волнующая и величественная по масштабам картина. Никогда в истории, нигде в м ире не проис­ ходило таких передвижений художествен­ ных и культурных ценностей. Летом и осенью 1941 года из сорока одного города России были эвакуированы фонды шестиде­ сяти шести крупнейших музеев. Сотни ва­ гонов и платформ, военные корабли и транспортные суда в ту трагическую пору предоставили Советское правительство, м е­ стные органы власти, командиры армии и флота, чтобы вырвать из пламени войны

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2