Сибирские огни № 02 - 1979
«На исходе прошлого века, в ту пору, когда сооружалась станция Обь, коюрую мы теперь называем Новосибирск-главный, возник и этот своеобразный район нашего города. Вдоль берега Оби против станции, лепясь друг к другу, начали расти землян ки, мазанки, реже — бревенчатые домишки. Селились в них деповские рабочие, желез нодорожники и просто пришлая беднота. Едва на берегу Оби появились первые самовольные застройщики, кабинетские чи новники засыпали их ворохом бумажек с требованием внести арендную плату. Застройщики отмалчивались. Каких только усилий не принимали городские власти, чтобы заставить обитателей самозванного поселка вносить в казну пошлины и налоги! Но ничего сделать не могли с местным отчаянным народом. В сердцах «отцы города» назвали поселок Нахаловкой. Так и на картах его обозначили. Даже на городской кар те издания 1935 года еще встречается название «Малая Нахаловка». По старой памяти, разумеется. Среди обитателей Нахаловки было немало передовых, революционно настроен ных рабочих, но, чего греха таить, достаточно было и преступного элемента, от мелких воришек до настоящих бандитов-убийц. Такие большей частью группировались вокруг известного в ту пору «Дарьиного шинка», принадлежавшего некоей Дарье Сипеняти- ной. Самой хозяйке в высшей степени было безразлично, кто и на какие деньги у нее > / гуляет. При всем том была Дарья женщиной богомольной. Быть может, молитвами на деялась искупить свои грехи. Но именно религиозность ее и сгубила. Построили на привокзальной площади, которая теперь носит имя Н. Г. Гарина-Михайловского, цер ковь. Уж тут-то Дарья отвела душеньку! Что ни воскресенье, а то и в будни отбивала поклоны в новой церкви. Находилась эта церковь по другую сторону железнодорож ных путей, а переходной мост построен еще не был. Люди перебирались через пути на свой страх и риск под вагонами. Так и Дарья однажды перебиралась. Да зазевалась и отдала богу душу без покаяния, под колесами поезда...» Дальше в заметке рассказывалось, как изменился теперь район бывшей Нахалов ки. Антон дочитал заметку и с интересом спросил Степана Степановича: — Кем шинкарка Дарья доводилась Васе Сипенятину? — Бабушкой. — А родители его кто? — Отец в Отечественную погиб. Мать Мария Анисимовна — кстати, очень хоро шая женщина — сейчас живет у Бугринской рощи, по улице Кожевникова. — Какую связь имеют уголовные дела Сипенятина с его родословной? Степан Степанович царапнул чубчик: — С родословной связана последняя судимость Васи. Дело такое было. Один бесящийся с жиру почитатель старины купил на вещевом рынке за две тысячи старую икону с золоченым окладом и драгоценными камешками. Показал ее знающим лю д ям— те определили подделку. Разумеется, «почитатель» обратился в уголовный розыск, Когда наши эксперты стали исследовать икону, обнаружили закрашенную над пись: «Собственность Дарьи Сипенятиной...». Антон вдруг вспомнил книжный стеллаж на квартире Деменского, на нем — ряд старинных книг. Среди них — темный корешок библии издания 1910 года, и коричневые чернила на титульном листе... — Степан Степанович, а книги Дарьи Сипенятиной уголовному розыску не попа дались? — быстро спросил Антон. — Нет, Антоша, не попадались,— Стуков чуть помолчал и продолжил: — Обнару жив на иконе такую надпись, мы, разумеется, вышли на своего старого знакомого. Вася, как всегда, стал запираться самым нахальным образом: мало ли, мол, в чьих ру ках побывали старые бабкины иконы; бабка, дескать, еще до революции померла. Провели опознание. Потерпевший, не колеблясь, узнал Васю. И тут вдруг произошло невероятное: Вася, изменив своей традиционной привычке, всю вину взял на себя, хотя, по заключению экспертов, подделка не обошлась без опытного художника. — А что за традиционная привычка у Сипенятина? — Путать следствие до конца и валить вину на кого угодно. — Может быть, на этот раз соучастник его запугал?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2