Сибирские огни № 02 - 1979
к Лизе Басаргин, он готовил для себя. В годовщину смерти жены он по жаловался на ооль в плече. А через несколько часов его не стало. .Басаргин и Пущин взяли на себя заботу о детях, о тяжело захво равшей Марии Петровне. Начались бесконечные ходатайства о разре шении детям Ивашевых выехать из Сибири. Не скоро двигалось это де ло сквозь чиновничьи души царских канцеляристов. Наконец дети выехали в Ундоры, сестры Ивашева отнеслись к ним с той же нежностью, какую питали к брату, со временем Екатерина, взяла их к себе и воспи тала как своих детей, из наследства родительского трем юным Иваше вым была выделена достойная часть. И чем старше становились дети, тем ярче проступали в них черты Базиля и Камиллы, и постаревшей Лизе казалось порой, особенно когда слышала она голос своего племян ника, не видя его, что это басит ее старший брат, веселый и заботливый Базиль.. Грустно улыбаясь, напевала тогда Лиза старую, некогда сочи ненную песенку, с которой начиналась история любви Василия Петро вича Ивашева и Камиллы Ле-Дантю: „ Но вот еще другая Красавица-душа, Что ирис белокура, Что вешний цвет свежа. И когда приходило к ней это настроение, Лиза была целый день счастливой. ГЛАВА СЕДЬМАЯ . Старый Братск горел. Сюда вот-вот должны были дойти волны новорожденного моря, и город землепроходцев и охотников исчезал с лица земли, а рядом уже взмахивал окрепшими палаточными крыльями его воспреемник. Старый Братск горел. В кучу свалены были черные заплоты, охранявшие старожилов еще бог знает с каких времен от ша лавых бродяг, еще крепкие — из вечных лиственничных стволов — венцы изб, срубленных первопроходцами, может, и самим атаманом Пендой, а то и воеводой Максимом Перфильевым. И только две, вросшие в зем лю башни, сложенные из той же бронзово-черной лиственницы, были равнодушны к огню и к этому навеки исчезающему городу: вокруг ба- ■ шен суетились люди, покряхтывали трактор и автокраны — одну из ба шен перевозили з новый, растущий на Падунском пороге Братск, а другую — в самое Москву, в Коломенский музей деревянного зодче ства. А промеж башен этих стояло невиданное по габаритам, но очень красивое здание Дома культуры — бывшая церковь, и о ней-то, об этой клубе-церкви, никто не думал: клубы-де настроим новые, каменные, а церковь в новом граде, да и в новой жизни не нужна. Между тем это был памятник истории, единственный на всем иркут- ском'севере, дом, помнящий декабристов. ...12 июля 1837 года из Братска была отправлена в Москву депеша: ссыльнопоселенец декабрист Муханов писал мужу своей сестры Вален тину Михайловичу Шаховскому: «Теперь просьба: ты вместе с братом исполни поскорее — крестьяне хотят строить церковь. Для оной нужны фасад и план. Нельзя ли до ставить от х о р о ш е г о а р х и т е к т о р а (подчеркнуто мною— М. С.) на условиях, при сем прилагаемых? Профили сделайте подробнее для нас, глупых, кажется, мне доведется разбирать их». Бумаги пришли, друг Пушкина и Рылеева Петр Александрович Му- - ханов разбирал чертежи, руководил постройкой, вносил усовершенство
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2