Сибирские огни № 02 - 1979

Вскоре к брату переехал и Виталий. К тому времени в его жизни произошла счастливая перемена. Он женился на юной преподавательнице французского языка Вере Николаевне Клюжевой, дочери го­ родского врача, приехавшего из Самары. Брак оказался на редкость удачным. Братья и их семьи жили дружно и весе­ ло, хотя и голодновато. По воспоминаниям Е. 3. Вдовиной, дочери начальника метео­ станции— преемника Анатолия Валентино­ вича, после отъезда братьев в Петроград у дома на горе остались посадки смородины, груши, вишни, яблони и много цветов. Би- анки везде были Бианки. Одновременно с работой в музее Вита­ лий Валентинович преподавал биологию и мироздание (астрономию) в школах второй ступени имени Луначарского и имени Ко­ минтерна. Не было еще ни программ, ни учебников, не говоря о наглядных пособи­ ях, тетрадях, карандашах. Но и в этих усло­ виях Бианки преподавал так, что и через пятьдесят лет о его уроках с восторгом вспоминают бывшие ученики. Вот несколь­ ко таких воспоминаний, хранящихся в фон­ дах Бийского краеведческого музея. «...Осенью 1920 года наша женская гим­ назия была реорганизована в советскую школу второй ступени. Учимся с мальчика­ ми. Новые учителя. В первый же день по расписанию — биология. И вот в класс вхо­ дит молодой мужчина, высокий, красивый. Представляется: — Виталий Валентинович. Он очень быстро познакомился со всеми. Через несколько дней нам уже казалось, что мы давно его знаем. Свои лекции он читал с воодушевлением, с любовью. Он прививал нам любовь к жизни, к природе. Мы стремились к нему, как пчелы к цвет­ ку. Он никогда нас не ругал, всегда был приветлив, жизнерадостен, прост в обраще­ нии. В воскресные дни мы собирались на литературные вечера, пели, декламировали Блока, Бальмонта, Тютчева, Фета. Стихи всегда были на устах Виталия Валентинови­ ча. Особенно любил он^ьлока. Виталий Валентинович хорошо играл на рояле. Сколько радости доставлял он нам этими вечерами! На лето школа закрылась. Он стал устраи­ вать литературные чтения на дому. Б них участвовали преподаватели школы А. И. Иванов, П. Ф . Писаревич с женой, страст­ ная любительница литературы Александра Владимировна Квачевская и мы. Собирались в доме на горе по воскресеньям, иногда вечерами ИуВ будни. Читали Горького, Рол- лана, Ибсена, Тагора, Блока, Есенина, Мая­ ковского и др., потом обсуждали прочи­ танное. Виталий Валентинович говорил красиво и задушевно, особенно если про­ изведение затрагивало его душу. Любили выступать Павел Фомич Писаревич, Квачев­ ская. Мы, зеленая молодежь, больше слу­ шали, часто нами овладевал восторг и ра­ дость жизни...» Е. Ф. Ерогова. «...По его предмету мы все учились хо­ рошо. Время было трудное: не хватало одежды, еды, учебных пособий, но жилось весело и дружно. Мы часто устраивали ве­ чера самодеятельности, выступали даже в Народном дворце. Душою этих мероприя­ тий был Виталий Валентинович... Какие прекрасные книжки он написал! Дети мои и внуки выросли на них...» «...Кроме биологии, Виталий Валентинович преподавал мироздание (астрономию). Помню, вечерами мы несколько раз выхо­ дили на улицу, изучали созвездия. Несмотря на то, что никаких оценок нам тогда не ставили, мы получали большие знания. Мне запомнился выпускной вечер. Нам разрешили взять со склада реквизирован­ ные у купцов мягкую мебель, ковры, хру­ сталь. Мы истопили печи, вымыли полы. Принесли из дому кто что мог и прекрасно накрыли столы. Почетными гостями у нас были Виталий Валентинович и Вера Никола­ евна, только что поженившиеся, молодые, счастливые...» ' А. В. Веркутис. «...Помню, изучали довольно неинтерес­ ный курс простейших животных, но он так интересно, ярко, образно рассказывал о них, что мы и без наглядных пособий, ко­ торых в те неустроенные годы не было со­ всем, хорошо представляли этих животных. Даже одну девчонку прозвали «морская звезда», а одного мальчишку «инфузория». Под руководством Виталия Валентино­ вича мы устраивали платные концерты, а собранные средства направляли в МОПР...» 3. В. Соколова. «...Ярко помню литературный вечер, по­ священный пессимистам и оптимистам. Я возглавляла группу оптимистов, читала Блока, Уитмена и др. Аплодировать не раз­ решалось. Мои родные и близкие были в восторге. Те вечера неповторимы!» 3. С. Волькович. «...Вначале он носил бороду. Когда снял ее, мы увидели, что он очень молод. Его уроки были интересны и живы. Мы слушали его, затаив дыхание. Если урок был последним, мы засыпали Виталия Ва­ лентиновича вопросами. Он садился на ка­ кую-нибудь парту, отвечал н?м и в свою очередь расспрашивал о нашей жизни, меч­ тах, планах. Помню, на последнем уроке учебного года наши мальчики подняли его вместе с партой и стали качать под апло­ дисменты девочек. Иногда о^ читал нам выдержки из своих дневников о повадках птиц и насекомых, о фенологических наблюдениях. Осенью 1921 года Виталий Валентинович организовал в школе вечер памяти Блока. Он сделал доклад о жизни и творчестве безвременно умершего поэта, читал его Е. С. Тигина.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2