Сибирские огни № 02 - 1979
обдумывая пути грядущего переустройст ва мира. Интересный пример сплава публицистики и лирики, фольклора и политики дают нам и рассуждения героев поэмы, и само ав торское повествование. Критик Ал. Михай лов пишет, что «публицистика, возникая из образной, живописной подробности и бу дучи образной же, метафорически уплот ненной, эмоционально насыщенной, расши ряет панораму видения поэта, укрупняет его масштаб». Мы бы скорее отметили про тивоположную тенденцию: не публицисти ка вооружает зрение поэта. Тут важно от метить другое: все, увиденное в жизни, воссозданное в стихе, сопрягается с глав ными ценностями нашей жизни, подает ненавязчивый совет читателю, а потому из образного строя может . быть вылущена публицистическая идея. Как бы то ни бы ло, рассмотрим лишь один из многочис ленных примеров, поглядим, как точно воп лощено богатейшее содержание всего лишь в одном из поэтических толкований образа кремень-слезы. Среди нашедших кремень-слезу оказывается сельский учи тель, который предлагает собравшимся поразмыслить: А кстати. Не из нее ли искру высекал Великий тот? Уж он-то знал, пожалуй, По ходу мысли действуя своей, Какие превеликие пожары Вольнее боли, Соли солоней Скипелись в ней До крайности предельной, До согнетенной точки центровой... А не из той ли искры. Столь нетленной, На красный день эпохи мировой Зажглась она. Звезда большого света, В виду окольных и далеких стран, ч Звезда добра И мудрого совета, Звезда родства Рабочих и крестьян? Вот я о чем. Тяжкий гнет прошлых веков, спрессовав ший слезу народную до каменного состоя ния; стихийные мятежи, искры, пожар, красное зарево, и наконец, путеводная звезда новой жизни, видимая по всему све ту,— все эти пласты разноликих образов волею поэта «скипелись» в немногих стро ках. Для Е. Исаева характерно также при стальное внимание к языковой плоти, инте рес к народным основам современного языка. Язык его поэмы — подлинно народ ный, живой язык. Живое «слово с кореш ком» так и сверкает в строках поэмы. Исаев использует прием, по-научному на зываемый «ложной этимологией» — харак терное для народа стремление освоить, объяснить самую суть пришлого слова, вы явить близость его к родным словам, чув ствам, делам. Так появляется в поэме «озар» — осмысление чужого «азарта» и своего исконного «озарения». Исаев будто возвращает нас к истокам реки народной речи, к тому началу, где дело переходит в слово, где мысль отвердевает в смысл. Вдумаемся в смысл таких поэтических на ходок: букашка — буковка из живого бук варя мира. Ямская тоска поверстана с ве ками. Вот наступила для героя страда — пора любовного страдания. Как ни старает ся он, как ни звенит на балалайке, возлюб ленная его, касатка, по касательной обходит его; говорит: «мол, ты еще зеле- ный-презеленый, всех зеленей озимых зе леней»; а ему ее «и ладом не подладить, и никакой не приструнить струной». Вот по пал в буран Назар Шабров, закрутил его ветер — «дударь он и строгаль, и хват, и мот, и он же — сатана», да хорошо, что вы ручил Назара «товарищ конь, он- все-таки разгреб тот гроб-сугроб». Уезжают люди из родных мест по железной дороге, и же лезнодорожная стрелка им покажет путь в иную жизнь. Все значительнее победы наших летчиков, и вот уже «сам полюс, как под полоз, прошел уже под чкаловским крылом». Звенит жарой покосный «день- день-денек», а вечером человек соловеет от песен соловья. В перекур после труда — «к черту перехмур»... Ведь это не просто звукопись, не просто игра слов. Это возвращение языку стер шейся от долгого употребления значимости до слова, до корня, до звука, осуществ ленное не филологическими изысканиями, а поэтическим вдохновением. Кажется, в самих звуках, созвучиях запечатлено нача ло поэтического настроя, как, например, в этих строках о родной избе — Где жил твой дед, Где сам ты, чтоб родиться И вырасти с годами в мужика, Был — так ли, нет — В отцовской рукавице. Где грелась материнская рука. Был песенкой От радости и -грусти, Был лесенкой От неба до земли... И лишь потом — Допустим, что в капусте,— Тебя, чуть больше варежки, нашли. Разговор о поэме «Даль памяти» будет неполным, если не остановиться на образе дали в поэме — так важно это слово для русской души! Зовет оно вперед, манит не изведанным,’ обещает немалые труды и ве ликие чудеса. Как многое в истории и в характере нашего народа можно понять, вдумавшись в то, что владеет самой боль шой в мире страной, самой богатой далью: Не чья-нибудь, а наша Земля-сторонка И земля-страна Просторная И в сторону Сибири И в сторону кронштадтских маяков Родная вся! Ведь даль меряется по Земле, равно как и земля меряется далью. Если определяю щая стихия в первой поэме Е. Исаева — огонь, то во второй — земля. Эпический замысел поэмы узлом завязан в самом за главии. Даль памяти — это и великое внешнее пространство, и время, освоенное сознанием человеческим. Можно было бы подробнее говорить и об образе старушки-памяти, вековечной вдо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2