Сибирские огни № 02 - 1979
ЛЕОНИД АСАНОВ И второй раз возникает подобный об ре з— когда в финале мирная жизнь нару шается на рассвете самого длинного дня года, самого трагичного дня столетия. Он — черный канцлер — Танковым зубилом Своих тяжелых бронекорпусов Взломал восток. Расклинил От Петсамо , До Таврии... Враг, разрушение грозит этому миру извне, потому что изнутри мир этот целен, существование его законно обеспечено всеми тяготами, пережитыми в прошлом. Все внутренние трудности — как бы ни бы ли они драматичны для одного-единого человека, не могут столкнуть с дороги истории целую страну, не могут испортить общую судьбу. Символом всего враждебного, косного, но преодолимого — и в природе, и в люд ском быту — оказывается в поэме гак. Ем кое словцо это, появляясь поначалу как бытовая подробность («хитрый кончик у версты»), то робко одушевляется, то выра стает до размеров сказочного чудовища, заколдовавшего размокшие дороги, то при нимает какой-то метафизический облик. Гак — это враждебные человеку стихии, они прямо вызывают человека на единоборст во. Вот засиделся зг блинами один из ге роев поэмы, припозднился, и наконец со брался домой, И вышел в ночь, где ждал его буланый Озябший конь И не просил овса. А гак тем часом В образе бурана Уже прошел тамбовские леса, — И грянул в степь... И тяжко пришлось беспечному Назару Шаброву, едва не отправился он «с конем в одном конверте к давным-давно замерз шим ямщикам»... Но как бы ни была сильна вековечная напасть, люди нового мира сильнее. Неда ром другому герою, попавшему «под по ловодный гак» — весенние воды снесли мост на реке, а надо было срочно вести жену рожать — видится флаг на крыше сельсовета «как добрый знак». И в самом деле, немного времени прошло, и навели через реку капитальный мост, которому не страшны никакие половодья, «так что те- . перь — не дрейфь, мужик! — хоть завтра, хоть нынче в ночь, пожалуйста, в роддом». Созидательная сила народа преодолеет любой «гак». «Гак» принадлежит этому ми ру, и потому борьба с.ним, преодоление его есть в определенном смысле суть жиз ни человеческой. Борьба эта воплощена в противостоянии двух, можно сказать, основополагающих образов поэмы — образа гака и образа кремень-слезы. С момента опубликования главы «Кре мень-слеза» все новые и новые критики, литературоведы, просто читатели дают свои толкования этому многозначному образу. Образ окаменевшей слезы не только приводит на память «горючую слезу» рус ских лирических песен, но своей эпичног стью, многозначностью, монументально стью напоминает сказочные, былинные создания народного гения. Например, ро ковой Алатырь, бел-горючий камень или ту сумочку невеликую, которую самонаде янный Святогор хотел копьем поддеть, да так и не смог осилить — сумочку, в кото рой заключена была тяга земная, тяжесть земледельческого труда. Такова и слеза- кремень, воплотившая многовековые стра дания и мужество народное. И вот простые люди, склонившись над нею, ведут разговор о судьбах народа, о наследии прошлого, о бедах и борьбе. В критике указывалось, что сцена эта по философской глубине и по накалу духовных страстей напоминает зачин поэмы Некрасова, когда «семь мужи ков сошлися и заспорили — кому живется весело, вольготно на Руси». Но некрасов ские правдоискатели должны были найти хоть кого-нибудь, кто смог бы обрести лич ное счастье вопреки всенароднму горю. А у героев Е. Исаева обратное направление мыслей, они говорят о вкладе каждого в общую судьбу народа — будь то подвиж ничество революционеров, или сердечная щедрость простой крестьянки, или, нако нец, просто гневное неприятие насилия над личностью. Для Некрасове важно было под черкнуть высоту духовных устремлений, накал мировоззренческих исканий — герои его становятся как бы судьями всей совре менной действительности. Егор Исаев выделяет государственность мышления своих персонажей, они — не сви детели, а созидатели новой жизни. Неда ром разговор о необычайной находке ско ро переходит в практический план — что делать с кремень-слезою, куда определить ее, чтобы она принесла как можно больше пользы людям. Характерно это народное, хозяйское отношение к материальным "и культурным ценностям: как употребить, а не как сохранить. Так летописцы, описывая последствия огненной беды, печаловались о сгоревших людях, а не о книгах и утвари. Так переливали древние колокола в пушки. Так спалили Москву, чтобы выкурить не приятеля. Так церковные драгоценности, музейные сокровища превращались в го лодный год в хлеб для страдающих людей. Был бы'жив человек, а ценности — дело на живное... Эта государственная забота русского че ловека, создавшего в вековых трудах и бо реньях величайшую державу мира, прогля дывает в глубине характеров, созданных Егором Исаевым. Дружный общий труд, столь красочно описанный в поэме,— это не только овеянный дымкой воспоминаний колхозный сенокос предвоенных дней, это 'йе только сказочная страна крестьянских мечтаний. Это еще и воплощение в реаль ность вековечно живших в русском народе идей общинного уклада, идей, оплодотво ривших деятельность русских революцио- неров-демократов, идей, к которым с ин тересом приглядывались Маркс и Энгельс,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2