Сибирские огни № 02 - 1979
шелец всего лишь вероятный конкурент, опасный гем, что может разгадать тайну «чуда» стрельбища. Главным средством войны, главным ору дием зла в поэме оказывается огонь. Это — и пламя скорострельных стволоз, и факел в руке поджигателя, от котррого разгораются сполохи всемирного пожара, и послушное воле Хорста пламя газовой конфорки, которое «сухо шелестит упругим синим веером» (обратим внимание на точ ность детали), и «запальные ^гоньки реван ша», к которым правит свой скорбный осуждающий путь всемирная вдова — Па мять. Образ смертельного огня, огня уничто жения уходит корнями, по-видимому, в русское национальное мировоззрение — на протяжении столетий в деревянной Рос сии пожар был самым страшным бедстви ем, огонь оставался исконным врагом рус ской культуры. Другая ипостась огненной стихии — это холодный звездный свет, заливающий стра ницы поэмы, голубое мертвенное сияние, при котором на вселенских просторах не различимыми становятся человеческие судь бы. И как надежда, врываются в этот черно голубой мир ласковые лучи восхода, при ликующих криках петухов, вестников зари. Жгущее пламя, холодный свет... А тепло, доброе тепло, то главное, что дает нам го рение? С удивлением замечаешь, что о нем нет речи в поэме. Лишь в одном-единст- венном эпизоде, когда сдавшийся в плен замерзающий немецкий солдат находит приют в разоренной русской деревушке, возникает ощущение тепла. Ведь сказал же о русском народе один мыслитель минув ших времен: света в нем мало, зато тепла много. И отсюда хочется перекинуть мостик ко второй поэме Егора Исаеве «Даль памяти», где в самой строчечной сути разлита стихия тепла, человечности общего радостного труда. Если попытаться, как мы сделали ранее, вылущить событийную линию этой поэмы, она удивит нас своей обыденностью. Все происходит в течение одного летнего дня. Отец отбивает косу для сына, который впервые будет участвовать в общем сено косе. Кипит работа, герой поэмы не отста ет от бывалых косцов и за это удостаива ется всеобщей похвалы. Разгоряченный по хвалой, он для того, чтобы показать свою удаль односельчанам, а в первую очередь возлюбленной своей Тоньке, вскакивает на колхозного коня и мчится во весь опор. И за это получает нагоняй от одного из колхозников, Степана Рудяка. Но позже Ру дяк, не без помощи жены, осознав, что он слишком круто осадил парнишку, идет с ним на мировую. Так проходит день, спу скается ночь, подступает утро. Как все про сто, жизненно, незатейливо! Об этом ли писать поэму! Но вот мы понимаем, что день, за событиями которого с таким при стальным вниманием, с такой любовью следит Егор Исаев,— это 21 июня 1941 года... Последний мирный день! Сколько раз, с какой тоскою вспоминали о нем в после дующие годы все миллионы наших сограж дан! Как явственно восстанавливалось па мятью каждое его мгновение! Каким нега симым светом сиял он в сознании, и какою страшною чертой был подрублен этот день — последний день мира! Наверное, только сейчас, только в не давние годы, когда писалась поэма, связа лась порванная тогда нить времени — дав но уже миновали военные годы, заплыли раны на теле земли, и жизнь людская, па мять людская совладали с уроном, нане сенным вражеским нашествием. Не забы то, но пережито... Но память о годах страш ного разрушения и долгого восстановления присутствует в нашем сегодня горькой нот кой, а потому так добр и* светел облик ушедшего довоенного мира. Получилось, что «золотой век» минувшего оказался подтянутым к современности, к совсем не давней истории. Получилось, что рассказ об одном дне довоенного колхозного се нокоса превратился в лирико-эпическое воплощение вековечной крестьянской уто пии о стране вольного труда. Получилось, что в небольшой поэме явился образ це лого мира, со своей географией, укладом, законами. Мир этот волшебным образом возникает из облака, поднявшегося с полей родной земли и явившегося «не по теченью ветра — по веденью души моей и памяти моей». В финале рядом с этим образом возникает мотив грузинской песни о Сули ко — вечной скитающейся душе... Но как бы далеко ни уносила память, она уносит «всю жизнь из дому». Дом, реальность, подлинность нашей жизни, нашего сегодня так же необходимы для поэта, как священ ный очерченный круг для волшебника, на чинающего творить чудо. Чудесный мир возникает на наших гла зах. Мир этот существует в ином времени, времени длящемся, времени вечном. «Всег да» этого сказочного мира совпало с кален дарным временем нашей истории одич- единственный раз, в день 21 июня 1941 го да, в день, не имевший завтра. Посмотрим, как же устроен этот сказоч ный мир. В центре его — пылающее Солнце, а мы на своей Земле носимся вокруг него в двойном вращении. В центре поэмы — че ловек, земледелец. Вокруг него располо жена вся земля, страна его — как стог во круг овершья; над головою его — зенит небосвода, и по своду этому то солнце прокатывается, то звезды высыпают, то проходят тучи, принося ненастье. Главный закон этого мира — закон тож дества жизни и труда. Суть бытия — рабо та. Через труд свой человек связан со всем миром: и с землей, которую обрабатыва ет, и с небом, насылающим погоду и непо году, и с дальними краями, куда уходят по степной дороге нескончаемые возы, гру женные плодами земли. И, единясь со всем окружающим, чело век наделяет его своими чертами, так что и все вокруг него живет своей жизнью с
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2