Сибирские огни № 02 - 1979
И убивал. | И сеял боль. На много лет вперед. ' В своей рецензии на «Суд памяти» Вале рий Дементьев точно подметил соответст вие маленького личного «чуда» Германа Хорста и «экономического чуда» западно- германского правительства Аденауэра. И то и другое «чудо» подготовлены войной и направлены на ее возвращение. Дело вот в чем. Опустошения первой мировой войны не затронули самой Германии, и в то же время, по условиям перемирия, в стране была ликвидирована самая мощная отрасль промышленности — военная. Поэтому демо билизованные солдаты, а их была целая1ар мия, превратилась в армию безработных. За войной последовал затяжной экономи ческий кризис, еще более подорвавший шаткое благополучие немецкого обывате л я— такова была питательная среда, в ко торой возрос губительный вирус фашизма. Война — она была и целью, и орудием по литики Гитлера. Она сначала полыхала внут ри страны, как скрытый пламень под сло ем пепла, а потом перекинулась на сопре дельные края. Напротив, после скончания второй мировой войны города, заводы, фабрики Германии были разрушены и нуждались в срочном восстановлении. Поэтому, в значи тельной мере благодаря заокеанским по дачкам, в стране была обеспечена полная занятость. В те годы, когда и на Востоке и на Западе холодная война вынуждала выде лять огромные суммы на оборону, деми литаризованная Германия была избавлена от этих бесполезных расходов. Но восста новление промышленного потенциала стра ны было тесно связано с поднятием реван шистских настроений, и появилась реаль ная опасность новой военной угрозы из того очага, откуда уже дважды в этом веке были разбросаны угли мирового пожара. Именно этот момент запечатлен в поэме Исаева. Колесо колесницы войны — бесче ловечной колесницы Джаггернаута — со вершило полный оборот: «Поэма близится к концу, а их ведут к началу»,— говорит Исаев о ровных рядах новобранцев, кото рые отправляютс •■. на стрельбище, преры вая мелкий гешефт Германа Хорста. Не быть стрельбищу тихим местом раскопок свинца — оно будет использоваться по пря мому назначению, здесь будут пестоваться всходы третьей мировой войны. Государст венная военная машина кладет конец част ной инициативе одиночки. Но одиночка этот не противостоит машине — он легко входит в механизм, затеривается среди других безымянных винтиков, обеспечивая ее бесперебойный ход. Ведь куда же шел свинец, который собирал и продавал Гер ман Хорст? Да на те же пули, которые сно ва будут выпущены на стрельбище — толь ко ли на стрельбище! Круговорот свинца в государстве... И сам Герман Хорст, исчезая с нашего горизонта, превращаясь в деталь огромно го механизма, теряет на наших глазах до стоинство индивидуальности, но обретает качество массовидности, типичности. Как писал В. Дементьев, «фигура этого немца отнюдь не ведущая, но бээ нее невозмож но понять «механизм» подготовки новой мировой войны. Ведь он, этот немец, отражает умона строения многих, столь же, как и он, пре данных своему очагу, своему богу, своему воинскому долгу. Он тщательно оберегает свой аполитизм, свою «внепартийность» и «надпартийность». Стремление использовать в личных, ко рыстных целях воинские победы, оккупа цию других стран, разорение других наро дов и, наоборот, переложить ответствен ность на плечи кого угодно при любой не удаче — вот нехитрая подоплека этого апо литизма». Прошли годы с момента опубликования поэмы «Суд памяти», и еще виднее стала связь всеевропейского мещанства, обыва тельщины с самым ярым милитаризмом. Они повенчаны историей, замкнуты в по рочный круг, и нужна, добрая воля трудя щихся всей земли, чтобы разомкнуть этот круг зла, круг войны. Тогда, в конце пяти десятых — начале шестидесятых, казалось, что достаточно предложить инициативу, разработать разумный план — и разоруже ние встанет на повестку дня. Теперь видно, что путь к миру без войн долог и труден. Но усилия в этом направлении продолжа ются... В поэме чуть ли не впервые создан об раз, который наименован в публицистике «военно-промышленным комплексом» — это мощная формация, которая питается стра хом и надеждами на вооруженный пере крой мира, которая втягивает трудовые ре сурсы общества в безумную гонку воору жений. У Исаева этот комплекс предстает в одном из центральных образов поэмы — в «образе стрельбища. На этом поприще происходит включение человека в работу машины войны. Образ этот на наших гла зах вырастает до вселенского символа, ем кого и многогранного. Никто, видимо, до Исаева не задумывал ся над тем, что учебное стрельбище — одно из самых «посещаемых» мест, по скольку все мужчины огнестрельного века побывали на его рубеже, оставили свои пули в пулезащитном валу. Пустое про странство, засеянное смертью, противосто ит всей остальной земле, работающей, рож дающей— так, как противостоят годы во енного разрушения времени мирного созидания. Страшная суть стрельбища в том, что здесь происходит привыкание челове ка к убийству себе подобных — огонь ве дется по фанерным мишеням, они безли ки, безглавы, безголосы... И потому жуть охватывает, когда в одном из эпизодов поэмы издалека, из пространства, где дав но уже повалены простреленные силуэты целей, вдруг возникает и приближается к Гансу человек. Медленно проявляются чер ты его лица, он становится все более явст венным, реальным... Се — человек, се — судия. Посланец от убитых, от тех, кто уже искупил свою вину раскаянием. Но в гаком облике он явлен нам, а не персонажу поэмы. Для того при
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2