Сибирские огни № 02 - 1979
И тех безумцев. Разносивших смерть, И тех героев. Смертью смерть поправших. В поэме мы не найдем прямых обвинений человеконенавистнической идеологии — суд памяти вершится не столько над прошлым, сколько над настоящим. Перед ним не идеология, не армия— те уже окончатель но осуждены историей. Перед судом па мяти — простой человек, конкретный Курт, Ганс, Хорст. Он подсуден, потому что остался в живых в этой колоссальной бой не, и теперь ему, как представителю всех живущих, держать ответ перед сонмищем павших, от которых осталась лишь общая память истории: Вы думаете, павшие молчат? Конечно, да — вы скажете. Неверно! Они кричат, Пока еще стучат Сердца живых И осязают нервы. Они кричат не где-нибудь, А в нас. За нас кричат. Особенно ночами, Когда стоит бессонница у глаз И прошлое толпится за плечами Они остались в прошлом, будущее будет твориться без них. Они свершили все, что могли. Теперь дело живых — осознать тра гический урок истории, из мечты и труда создавать такое завтра, где не были бы об мануты надежды и замыслы тех, кто пал за правое дело. Суть идейного конфликта поэмы «Суд памяти» — ответственность тех, кто остался жить, перед теми, кто положил жизнь за будущее всех людей. Сейчас, когда уже больше трех десяти летий над нами мирное небо, нужно сде лать некое интеллектуальное усилие, чтобы вникнуть в самую простую, самую главную трагедию войны: убивают людей. Подумай те о себе, о своих близких, взгляните в ок но на прохожих. И ваше и их существова ние, оказывается, мешает кому-то безжало стному и могучему. Он насылает смерть. И человеку остается одно — взяться за оружие, уничтожить врага, прежде чем он уничтожит тебя, твоих близких, все, что дорого тебе в жизни. Так думали миллионы, которых клич Родины вывел на огневой рубеж. Скольких из них не досчитались среди живых! Полнее всего это нравственное осмысле ние трагедии и подвига народного сказа лось в поэзии Александра Твардовского. Но и десятки других наших поэтов отдали дань этой теме, одной из самых значитель ных в поэзии двадцатого столетия. Исполь зуя творческий опыт своих сотоварищей, по-своему разработал эту тему и Егор Исаев. Русский человек зла подолгу не дер жит— это известно издавна. На втором де сятилетии после величайшей в истории бойни русский поэт всматривается в судь бы своих недавних недругов, простых лю дей Германии, проникается их заботами и тревогами. У нас и у них есть одна общая цель,— говорит поэт. Цель эта, выверенная скорбным опытом поколений,— объедине ние всех людей доброй воли против сил зла. Об этом писал еще в прошлом веке, закрепляя нравственные итоги Отечествен ной войны 1812 года, Лев Толстой. Теперь снова пришла пора сказать об этом на весь мир. От науки ненависти — к науке сотруд ничества, «не о себе — о мире беспоко ясь». Потому что едина на всех тревога и забота — забота о мире. Отполыхал пожар войны, но тлеют не затоптанные огоньки реванша — Они горят — запальные — Во мгле Преступного, как подлость, Равнодушия,— и нужны усилия всех людей, чтобы загасить их навсегда. Если ранее советская поэзия была обра щена к нашему народу, то теперь ее при зывы разносятся по всей земле. Чтобы взять на себя ответственность перед буду щим земли, каждый должен пройти через горнило своей совести, через суд своей памяти, осознать степень своего участия в событиях прошлого, оценить свершенное, очиститься от исторической вины, отречься от самоуспокоенного нейтралитета — к та кому итогу подводит нас автор. Двоим из бывших врагов готов он про тянуть дружескую руку. С третьим еще не пришла пора брататься. Ибо Герман Хорст, центральный персонаж поэмы, видит лишь сиюминутные заботы и выгоды, отгородил ся от тревог большого мира. Он не верит памяти ■— тому, ...что было Во сне И там — в огне, в дыму, В крови — И там осталось. Прошлое не существует для него — а значит, он не существует для будущего. Да и в настоящем времени он отъединен от общей жизни — и от людей, и от при роды. Отъединенность эта подчеркнута уже в первых строках поэмы: Он шел в засеянный простор, В зарейнские поля. Вокруг него во весь напор Работала земля. Надо понять значение образа Земли в творчестве Исаева (особенно сказавшееся во второй его поэме), чтобы уже в этих строках расслышать обвинительный приго вор. Вокруг него — но не с ним. И не по тому, что этот человек — Герман Хорст — остался без работы. Не с ним, потому что «работала земля» мирную свою работу — давала жизнь зерну, а дело, которым чуть ли не всю жизнь занимался Хорст, было противоположно направленным. Он сеял смерть — и тогда, когда работал на ору жейном заводе, изготовляя пули, и тогда, когда, сросшись со своим автоматом, и сам как автомат, шел по приказу из страны в страну, из боя в бой —
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2