Сибирские огни № 02 - 1979
переходя в разряд обретений нашей куль туры. Поэма «Суд памяти» одна из значитель нейших поэм послевоенной поры. О чем повествуется в ней? О том, как некий без работный из ФРГ находит способ поддер живать свое существование, продавая сви нец, который он выплавляет из пуль, подо бранных на старом стрельбище. Процесс этот наглядно изображен на иллюстрациях Д. Бисти. Пули плавятся, оплывают каплями. А капли, падая, превращаются в монеты. Прямо-таки алхимиком стал главный персо наж поэмы Герман Хорст — делает золото из свинца! Не будь «Суд памяти» свершив шимся фактом литературы, кто мог бы сказать, что на этой коллизии можно создать поэму?.. Рассказ в манере Генриха Бёлля? Пожалуй. Газетный фельетон антимилита ристской направленности? Да, и фельетон из этого тоже бы получился. Но поэма?.. Трудно вчуже представить тот огонь вдох новения, который смог бы переплавить этот газетный факт в поэтические строки. А зная, что был он переплавлен, приходишь к мысли о необходимости случайности, о значении сопротивления материала во вся ком серьезном произведении искусства. Если материал чересчур подходящий, слиш ком легко поддается обработке, то изделие долго не проживет. С детства мы знаем, что проще всего строить из песка. Е. Исаеву пришлось, чтобы включить этот мелкий фактишко в жизнь большой литера туры, сделать воистину титаническое уси лие. Он будто продел кольца в землю и небо и могучим рывком соединил их на миг — совместил силой поэтического слова замкнутый аккуратный мирок повседневно го быта и огромный мир всеобщего косми ческого бытия. Сопоставление камерного и глобального планов и дает жизнь поэме «Суд памяти». Главные средства поэта — обыгрывание многослойной символики, создание системы контрастных, взаимоотталкивающихся обра зов, публицистический накал взволнованной речи. На наших глазах сюжет поэмы стре мительно разворачивается от подробного, чуть ли не технологического описания про цесса сбора и переплавки стреляных пуль к космическим масштабам. В поэме образуется три плана: первый — как бы микроскопический — подробное описание усилий Германа Хорста. Ему про тивостоит макромир — образ нашей голу бой планеты, Земли — Единая! С пятью материками , И с выводками разных островов, Спеленатая мягко облаками, Овеянная тысячью ветров. Летит земля. И между миром желаньиц и интересиков и миром Вселенной расположен третий план поэмы — исследование трех челове ческих судеб, путей трех главных персона жей (непозволительно назвать их героями поэмы), бывших солдат гитлеровского вер махта. Новаторство Егора Исаева в том, что в этой поэме мир человеческих характеров, исстари бывший главным в литературе, оказывается пронизанным влиянием двух других равнозначных ему миров — малого, так сказать, денежно-вещевого мира и большого, вселенского. Сейчас — по сравнению с моментом пуб ликации — нам стал виднее космизм поэмы «Суд памяти». Образ летящей над землей зари, образ нашей планеты, мчащейся в беспредельном пространстве, образ холод ного чистого звездного сияния, весь небы валый космический размах поэмы — под стать нашему ракетному веку. Недаром пи салась она в годы первых космических по бед нашей страны. Но наряду с гордостью за эти свершения в поэме «Суд памяти»: читается тревога за единую судьбу нашего общего космического дома. Все, что про исходит с нами, происходит на одной пла нете, освещено одним и тем же сиянием космических светил. Кроме этой, сугубо обобщенной связи, есть и другая, конкрет ная. Это столкновение судеб трех немец ких солдат и советских людей, сведение их в одной всеобщей проблеме — борьбе за мир. Отсюда — ораторское «я» в финале, публицистический пафос. Видимо, «Суд памяти» — одно из самых значительных произведений, где подняты проблемы глобальные — самого слова этого еще не существовало в пору написания поэмы. Когда Е. Исаев пишет о нашей планете: Великая! Она летит во мгле, Ракетной скоростью До глобуса уменьшена. Жилая вся — мы вспоминаем, что ракеты бывают раз ные — и те, которые несут жизнь на про сторы вселенной, и другие, грозно-молча ливые, готовые мгновенно разнести смерть во все концы нашего обжитого мира. На чиненные энергией уничтожения, они сей час ждут своего часа, как много лет назад ждали своего часа пули, отлитые на заводах гитлеровской Германии. Те — дождались... Как же получилось, что человек, столь могущественный, столь гордо вознесенный над вскормившей его планетой, обратил свои силы на уничтожение себе подобных? Как случилось, что в какой-то миг исчезли люди, личности, а появились «человеко- единицы», сплотились в «чистокровные пол ки» и выпустили на волю смертельный огонь — И шли... И шли... И размножали зло, Переступая хрупы и окопы, — И громыхало^ стрельбище, Росло Во все концы контуженной Европы. Не это ли величайшая загадка нашего столетия? Егор Исаев, разумеется, не дает ответа, но заставляет нас еще раз заду маться и ужаснуться, представить на суд совести, суд разума
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2