Сибирские огни № 02 - 1979
КРИТИКА л и т е ра т у ро в е д е н и е Леонид Асанов ВО ГЛУБИНЕ СВЕТАЮЩЕЙ СТРОКИ (О двух поэмах Егора Исаева) Только с возрастом мы понимаем, что уходящее время имеет сложное строение. В иных языках это даже закреплено в грамматике: прошедшее длящееся, про шедшее завершенное, давнопрошедшее... Но и не вспоминая о грамматике, можно оглянуться назад и увидеть, что пережитое изменяется в обратной перспективе,— вот оно еще с нами, а вот уже и рукой не до сягнешь, а вот — и умом не постигнешь; и вот, наконец, крохотной каплей вливается в необъятный океан былого. Так происходит с событиями нашей жизни, так же проис ходит и с событиями литературы. Собственно, литература вся — в той или иной мере — в прошедшем, в совершив шемся. Что такое «сегодня» нашей словес ности? Те книги, которые выпадают из пе реплетных машин и грудами сваливаются на каталки в типографиях? А может быть, те, которые лежат на прилавках книжных магазинов — или таинственным образом да же не появляются на прилавках? Или те, которые только что прочитаны? Книги, как события жизни человеческой: надо пере жить и оглянуться, чтобы понять, что стало поворотной вехой, что — случайным изги бом, - что — одной из незаметных точек прямого пути. Будущее — во власти чело века, а прошедшее — во власти времени, и человек бессилен своей волею в нем что- либо изменить. Литературное произведение — не просто сумма того, что хотел сказать автор, это послание, направленное в будущее с рас сказом о том, какими были мы когда-то. Переход из живого бытования в литературе в разряд устоявшегося наследия не может пройти безболезненно Огромное число произведений просто не минует этого по рога, предается забвению. Те же, которые оказались неподвластны напору времени, претерпевают внутреннюю перестройку. В них проясняется как бы несколько пла стов, выявляются следы авторской индиви дуальности в отсвете дальнейшего пути создателя; виднее становятся достоинства и недостатки воплощения; определяются запечатленные черты ушедшего уже от нас момента. Особенно странное чувство охва тывает читателя, когда он, спустя годы, вновь обращается к взволновавшим когда- то »строкам. Ему кажется, что ровные сти хотворные столбцы меняются чисто графи чески— одни строки будто уменьшаются до петита, другие выделяются курсивом, третьи бросаются в глаза жирным шриф том. Становится виднее главное. Вещь пе рестает существовать сама по себе и вклю чается в систему закономерностей, обра зующих историю литературы. Егор Исаев, поэт, пишущий о памяти, о минувшем, конечно же, знает, что про шлое— это не единое, уходящее в даль ровное поле. Почетное место в нашей ли тературе обеспечили ему две поэмы, плод двух десятилетий вдохновенной работы — «Суд памяти» (1956—1962) и «Даль памяти» (1965—1977). Сейчас две эти поэмы оказа лись на двух противоположных точках вос приятия— одна сравнительно недавно ро дилась и представляет отображение наше го текущего мига, другая — уже за гранью прошедшего и выдерживает атаку времени, \
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2