Сибирские огни № 02 - 1979
* и здесь. Снова давала о себе знать наша давнишняя хозяйственная привычка: все заботы концентрировать вокруг «главного», «первого» — он приедет, он разберется, он поймет и он решит. бскоре показался на дороге агрономов- ский «шиньон» — так называют юркие се рые машины главных специалистов с кур гузым багажником, вечно заваленным запчастями и инструментами. Машина пы лила, и пыль впервые доставляла удоволь ствие. Она как бы вселяла надежду, что хорошая погода наконец-то установилась. «Шиньон» лихо развернулся на полосе, и из него выскочил моложавый и подвижный Коченко. — Где же ваши тридцать четыре комбай на?— ревниво, даже с обидой спросил я, будто мне лично надо было отвечать за сдачу элитного овса.— и зачем их столь ко, если двадцать два уже стоят?! Где ма шины? — Придут сейчас,— заверил Иван Яков левич, нисколько не удизляясь моей обиде и как бы показывая тем самым, что за та кой прекрасный овес должны, ясное дело, переживать все.— Не сомневайтесь! Алек сей Васильевич приедет,— кругом зашеве лятся. — А без него? — Без него тоже работа идет,— пробор мотал Коченко, сел в машину и укатил. А комбайнеры тем временем по-прежне му лежали на валках, поглядывая на небо с бело-сизыми тучами. Они тоже, наверное, ждали, когда появится Гранкин и все зара ботает, придет в движение. Странное дело: дипломированный агро ном чем-то напоминал многих практиков. Чем? Ответ я нашел в гостинице, «раскру чивая» с соседом по номеру события ми нувшего дня. Практики, по крайней мере большинство из них, по моим наблюдени ям, хорошие исполнители. Они из тех, кто поддерживает инициативу, а не проявляет ее. Что ни говорите, а для инициативы ну жен свой образ мышления, свой взгляд, своя идея, а не только свой характер. А это чаще всего присуще тем, кто обладает раз носторонними знаниями, у кого культурой, образованием воспитано умение анализи ровать, сопоставлять, искать. Знание начинается с ощущения, с недо вольства, предчувствия, что вот отстаю, не понимаю. Когда же это ощущение переби вается надеждой, что «шеф» придет и раз берет, что здесь дело «не моего ума», то рос? специалиста прекращается и форми руется еще один исполнитель, иногда на дежный, иногда вялый — тут уж и впрямь многое зависит от характера. Между тем инициативному Гранкину нужны такие же инициативные помощники. Лишь тогда в его рабочем дне станет воз можной корректировка, он сможет чаще обращаться к науке, то есть теорией обо гащать практику. Я, впрочем, совсем не исключаю того, что Алексей Васильевич знает, и даже хорошо знает, об исследова ниях в новосибирских биологических инсти тутах, к примеру. Но знает он это не благо даря обстоятельствам, а вопреки им, в силу того, что он человек редкостной работо способности и организованности. Элитный овес в совхозе убрали. С пше ницей получилось похуже. И этому сильно му хозяйству, как и всему Кочковскому району, навредила непогода и чрезмерная уверенность в том, что непогода отступит. И вспоминаем мы сегодня о бедах убороч ной-77 потому, что важно показать, кдк со временный специалист должен уметь управлять даже неблагоприятными обстоя тельствами. Наука, знания дают ему такую возможность. Почему, к примеру, известный у нас кол хоз .«Большевик» ежегодно, в дожди и за суху, производит 15 тысяч тонн зерна, 55 тысяч центнеров молока, почти 8 тысяч центнеров мяса? Почему затраты труда здесь в три раза ниже, чем в среднем по области? Назовем лишь одну из причин успеха — важнейшую. В . колхозе почти шестьдесят агрономов, зоотехников, инже неров, ветеринаров, экономистов с высшим и средним специальным образованием. Около шестидесяти на восемьсот работ ников колхоза. Пришло время, когда деревне нужен не просто рачительный хозяин, но обязательно еще и образованный. Причем повсеместно. Кто из нас не припомнит: тут нарушили технологию возделывания той или иной культуры, там элементарно дисциплиной пренебрегли, здесь применили не те удоб рения, а рядом не то и не так построили. Это не-только халатность или равнодушие, но и просчеты образования. Почему конструктор просматривает па тенты и авторские свидетельства? А как же иначе? Без изучения прототипов, того, что уже есть, он не спроектирует ничего ново го или спроектирует без нового. Почему любой вузовский преподаватель старается хотя бы раз в неделю читать не лекции, а книги, теоретические труды, заниматься в библиотеке? Да ло-ому, что без этого он рискует превратиться в оракула, изрекаю щего одни и те же истины, кстати, быстро ветшающие. А есть ли у директора совхоза или пред седателя колхоза день науки? Что-то не слышали. И жаль. Представляю, как руко водитель хозяйства, напрочь отключенный, скажем, в среду от каждодневной суеты и текучки, берет отчет о работе Сибирского отделения ВАСХНИЛ и читает о последних исследованиях Института растениеводства и селекции. Он узнает, в частности, что здесь получен новый сорт овса, устойчивый к по леганию, с крупным зерном, рослый, с мощным развитием вегетативной массы. В зерне этого овса 13.—14 процентов бел ка. Средняя урожайность нового сорта — более сорока центнеров с гектара. Ему не безынтересно будет узнать о работах по гороху, ячменю, пшеницам, многолетним травам, чесноку, капусте, огурцам, луку... Перед ним будет своеобразный срез по следних научных достижений. Некоторые из них, конечно, оставят нашего руководи теля хозяйства равнодушным, какие-то де тали он запомнит, а за что-то зацепится. Предположим даже, что ни одна работа
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2