Сибирские огни № 02 - 1979

* и здесь. Снова давала о себе знать наша давнишняя хозяйственная привычка: все заботы концентрировать вокруг «главного», «первого» — он приедет, он разберется, он поймет и он решит. бскоре показался на дороге агрономов- ский «шиньон» — так называют юркие се­ рые машины главных специалистов с кур­ гузым багажником, вечно заваленным запчастями и инструментами. Машина пы­ лила, и пыль впервые доставляла удоволь­ ствие. Она как бы вселяла надежду, что хорошая погода наконец-то установилась. «Шиньон» лихо развернулся на полосе, и из него выскочил моложавый и подвижный Коченко. — Где же ваши тридцать четыре комбай­ на?— ревниво, даже с обидой спросил я, будто мне лично надо было отвечать за сдачу элитного овса.— и зачем их столь­ ко, если двадцать два уже стоят?! Где ма­ шины? — Придут сейчас,— заверил Иван Яков­ левич, нисколько не удизляясь моей обиде и как бы показывая тем самым, что за та­ кой прекрасный овес должны, ясное дело, переживать все.— Не сомневайтесь! Алек­ сей Васильевич приедет,— кругом зашеве­ лятся. — А без него? — Без него тоже работа идет,— пробор­ мотал Коченко, сел в машину и укатил. А комбайнеры тем временем по-прежне­ му лежали на валках, поглядывая на небо с бело-сизыми тучами. Они тоже, наверное, ждали, когда появится Гранкин и все зара­ ботает, придет в движение. Странное дело: дипломированный агро­ ном чем-то напоминал многих практиков. Чем? Ответ я нашел в гостинице, «раскру­ чивая» с соседом по номеру события ми­ нувшего дня. Практики, по крайней мере большинство из них, по моим наблюдени­ ям, хорошие исполнители. Они из тех, кто поддерживает инициативу, а не проявляет ее. Что ни говорите, а для инициативы ну­ жен свой образ мышления, свой взгляд, своя идея, а не только свой характер. А это чаще всего присуще тем, кто обладает раз­ носторонними знаниями, у кого культурой, образованием воспитано умение анализи­ ровать, сопоставлять, искать. Знание начинается с ощущения, с недо­ вольства, предчувствия, что вот отстаю, не понимаю. Когда же это ощущение переби­ вается надеждой, что «шеф» придет и раз­ берет, что здесь дело «не моего ума», то рос? специалиста прекращается и форми­ руется еще один исполнитель, иногда на­ дежный, иногда вялый — тут уж и впрямь многое зависит от характера. Между тем инициативному Гранкину нужны такие же инициативные помощники. Лишь тогда в его рабочем дне станет воз­ можной корректировка, он сможет чаще обращаться к науке, то есть теорией обо­ гащать практику. Я, впрочем, совсем не исключаю того, что Алексей Васильевич знает, и даже хорошо знает, об исследова­ ниях в новосибирских биологических инсти­ тутах, к примеру. Но знает он это не благо­ даря обстоятельствам, а вопреки им, в силу того, что он человек редкостной работо­ способности и организованности. Элитный овес в совхозе убрали. С пше­ ницей получилось похуже. И этому сильно­ му хозяйству, как и всему Кочковскому району, навредила непогода и чрезмерная уверенность в том, что непогода отступит. И вспоминаем мы сегодня о бедах убороч­ ной-77 потому, что важно показать, кдк со­ временный специалист должен уметь управлять даже неблагоприятными обстоя­ тельствами. Наука, знания дают ему такую возможность. Почему, к примеру, известный у нас кол­ хоз .«Большевик» ежегодно, в дожди и за­ суху, производит 15 тысяч тонн зерна, 55 тысяч центнеров молока, почти 8 тысяч центнеров мяса? Почему затраты труда здесь в три раза ниже, чем в среднем по области? Назовем лишь одну из причин успеха — важнейшую. В . колхозе почти шестьдесят агрономов, зоотехников, инже­ неров, ветеринаров, экономистов с высшим и средним специальным образованием. Около шестидесяти на восемьсот работ­ ников колхоза. Пришло время, когда деревне нужен не просто рачительный хозяин, но обязательно еще и образованный. Причем повсеместно. Кто из нас не припомнит: тут нарушили технологию возделывания той или иной культуры, там элементарно дисциплиной пренебрегли, здесь применили не те удоб­ рения, а рядом не то и не так построили. Это не-только халатность или равнодушие, но и просчеты образования. Почему конструктор просматривает па­ тенты и авторские свидетельства? А как же иначе? Без изучения прототипов, того, что уже есть, он не спроектирует ничего ново­ го или спроектирует без нового. Почему любой вузовский преподаватель старается хотя бы раз в неделю читать не лекции, а книги, теоретические труды, заниматься в библиотеке? Да ло-ому, что без этого он рискует превратиться в оракула, изрекаю­ щего одни и те же истины, кстати, быстро ветшающие. А есть ли у директора совхоза или пред­ седателя колхоза день науки? Что-то не слышали. И жаль. Представляю, как руко­ водитель хозяйства, напрочь отключенный, скажем, в среду от каждодневной суеты и текучки, берет отчет о работе Сибирского отделения ВАСХНИЛ и читает о последних исследованиях Института растениеводства и селекции. Он узнает, в частности, что здесь получен новый сорт овса, устойчивый к по­ леганию, с крупным зерном, рослый, с мощным развитием вегетативной массы. В зерне этого овса 13.—14 процентов бел­ ка. Средняя урожайность нового сорта — более сорока центнеров с гектара. Ему не­ безынтересно будет узнать о работах по гороху, ячменю, пшеницам, многолетним травам, чесноку, капусте, огурцам, луку... Перед ним будет своеобразный срез по­ следних научных достижений. Некоторые из них, конечно, оставят нашего руководи­ теля хозяйства равнодушным, какие-то де­ тали он запомнит, а за что-то зацепится. Предположим даже, что ни одна работа

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2