Сибирские огни № 02 - 1979

онах, откуда происходили культурные ра­ стения. Многие биологически ценные при­ знаки этих растений утрачены, и для их восстановления тегерь надо все чаще обра­ щаться к дикорастущим сородичам, к тем давно вышедшим из широкого распростра­ нения сортам, у которых эти признаки со­ хранились. Своеобразный казус прогресса: начинать надо с того, от чего ушли. Сохранение генофонда, то есть всего бо­ гатства растительного мира, такие известные ученые, например, как академик Д. Д. Бреж­ нев, относят к ведущим проблемам мира. Суперсорта заняли нашу землю. Они вы­ теснили малопродуктивные, но генетически ценные местные формы. Тем самым обед­ нена зародышевая плазма многих сельско­ хозяйственных культур Заключительная пленарная сессия кон­ гресса посвящалась памяти Николая Ива­ новича Вавилова. Австралийский профессор О. Френкель, советский ученый Ф . X. Бахтеев и американский исследователь Дж. Харлан говорили о нашем великом соотечественнике Н. И. Вавилове, как о че­ ловеке, который умел задавать времени мудрые философские вопросы и смотреть далеко вперед. Еще на заре Советской власти Вавилов объединял усилия ученых по сбору генофонда и теоретические раз­ работки состыковывал с запросами сель­ скохозяйственного производства. Сейчас для такой стыковки возможности настолько возросли, что их просто трудно сравнивать с вавиловскими временами. Сибиряку, например, для этого не надо ни­ куда выезжать из своей области. Ему доволь­ но побывать в хозяйствах того же Масля- нинского района^ чтобы увидеть две глав­ ные тенденции: влияние науки на жизнь села усиливается, но влияние это еще не­ достаточно. А недостаточно оно еще и по­ тому, что научную разработку практику воспринять трудно. Научиться можно тому, кого учили! Правда, не тот сейчас и практик пошел: у каждого за плечами или техникум, или курсы мастеров, или десять классов. Одна­ ко для j o t o , чтобы широко использовать возможности науки, и, прежде всего, гене­ тики, а также экономики, сегодня надо по крайней мере иметь вузовский диплом. Со­ лидная теоретическая подготовка — та не­ видимая пружина, которая помогает специ­ алисту за частоколом конкретных дел вы­ сматривать перспективу. Но что делать с практиками, которые так или иначе стали специалистами и заняли руководящие должности? Иные из них по разным причинам не получили высшего об­ разования, особенно люди военного поко­ ления. Они тяжело утверждались в жизни. Справлялись ли эти практики с работой? Справлялись, но... с каждым годом все с большим напряжением. Их то и дело стали обгонять юнцы, словно не входящие, а вле­ тающие в жизнь: школа, вуз и — нате вам дипломированного специалиста, подыщите- ка ему подходящую должность, освободи­ те-ка практика... 8 Маслянинском районе меня всюду знакомили только с дипломированными специалистами. Секретарь райкома — агро­ ном, заведующий отделом пропаганды — бывший директор школы, председатель колхоза «Льновод» с отличием окончил Но­ восибирский сельскохозяйственный инсти­ тут... Но это — верхний руководящий слой. Зато в среднем практик «шел» густо. Он уже гораздо настороженнее относился к ученым, к науке, потому что хуже ее знал и меньше в ней разбирался. Необходимость укрепления этого звена выступала выпукло. Наиболее дальновидные практики давно предвидели перемены. Они поспешили сесть за парты, потянулись в заочные ин­ ституты, народные университеты, в техни­ кумы, стараясь наверстать упущенное. Они поняли, что теперь руководить надо на другом уровне, а накопленный опыт по­ стоянно обновлять новыми знаниями. — Мы собрали в первый раз совхозных специалистов,— рассказывал на одной из пресс-конференций председатель президи­ ума СО АН СССР академик Г. И. Марчук,— и стали говорить о том, что хотели бы вместе с ними делать. Говорим, а у слуша­ телей глаза пустые, равнодушные. Мол, раз пригласили — посидим, а работать все рав­ но будем по-старому. — Тогда мы поняли,—г продолжал Гурий Иванович,— что сельских специалистов, во- первых, надо учить, а, во-вторых, с некото­ рыми из них придется расстаться,— иначе дело не пойдет или будет дискредитиро­ вано. Традиционное — и далеко не полностью изжитое на селе — отношение к науке сво­ дилось приблизительно к трем «истинам»: науку следует уважать, но дело это темное, сложное, хлопотное и лучше от него дер­ жаться подальше. Так было почти с каждым методом, при­ емом, новой технологией, предложенными совхозам. Науку не «рвали на куски». Не было этого. Поначалу от нее осторожно и без особого аппетита откусывали. Только факт, результат, весомый итог убеждал де­ ревенского труженика. Нс попробуй до­ будь этот факт без поддержки хозяина полей! И тут нужны энтузиасты, пробива­ ющие первые бреши в психологическом барьере. В Медведский совхоз заведующая лабо­ раторией генетических основ селекции жи­ вотных Института цитологии и генетики СО АН доктор биологических наук профессор Галина Андреевна Стакан вместе со стар­ шим лаборантом Марией Ивановной Егоро­ вой поехала с надеждой и тревогой. На­ дежду «питали» успешные исследования, связанные с созданием новой группы овец мясо-шерстного направления. Тревога тоже имела под собой вполне реальную почву. Медведский совхоз — хозяйство рядовое, ординарное. С самого начала сотрудничест­ ва в СО АН забраковали ориентацию на передовые совхозы. Напротив, с помощью науки в передовые выводили хозяйства от­ стающие. Как в таком совхозе, как Медведский, со­ держать селекционно-племенное стадо? Его же кормить интенсивно надо, в достат­ ке обеспечивать белком и другими компо­ нентами питательных веществ. Между тем сложившаяся здесь структура посевных

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2