Сибирские огни № 01 - 1979
Но достаточно было всмотреться в сюж ет ное построение «Д ене! для Марии», где весь финал основан на приеме недоска занности, чтобы убедиться в зыбкости та кого обобщ ения. Н адеж да Тендитник чут ко всматривается в сюж ет повести, улавли вая недосказанность. Она комментирует: «В заключающей повесть строке «Сейчас ем у открою т», выделенной в тексте, как бы обособленной, заключена гамма чувств: горькая ирония, надежда, печаль, скепсис». Какая уж тут непременная досказанность. И как бы уж е прямо полемизируя с те зисом о полной досказанности, Н. Тендит ник пишет: «В. Распутину вообще удается недосказанностью , незавершенностью си туаций и событий выразить многое...». Вм есте с тем Н. Тендитник не ум аляет зна чения образа автора-повествователя, под черкивает активность его идейно-нравст венной позиции, то, что он до конца нахо дится «на деж урстве у жизни». Доскональное знание всего, сделанно го писателем, сочетается в монографии с опорой на опыт критики. В работе привле каю тся высказывания Ф . Абрамова, Т. Мо- тылевой, В. А стаф ьева, А . Бочарова.,. А в тор цитирует и развивает сказанное това рищами по критическому цеху. Она исходит из документов партийной политики в об ласти литературы и материалов съездов партии в оценке явлений жизни и литера турного процесса, в частности там , где речь идет об издерж ках «почвенничества», идеа лизации патриархальной деревни. Но критик решительно, не огляды ваясь на авторитеты, полемизирует с упрощенным пониманием произведений Распутина, ког да одни, после появления «Последнего срока», с радостью открывали ем у объятия, как новоявленному истинному «почвенни ку», а други е готовы были отлучить его от литературы за якобы противопоставление горо ду старой деревни. «Площ адка», с которой начался творче ский взлет В. Распутина, очерчивается в мо нографии строго и точно — это советская литература 60-х годов с ее активными по исками и «подъемом общ ественного созна ния», с выдвижением в поэзии и прозе мно гих новых имен, и подъемом творческой активности многих писателей старш его по коления, творческому опыту которы х чут ко внимала молодож ь. Из зарубеж ны х пи сателей, оказавших воздействие на моло дого Распутина, назы вается Э . М . Ремарк, у которого сибирский литератор учился «изображ ению муж ской дружбы » и «брат ской привязанности лю дей». Не всегда, однако, историко-литератур ный р яд, в который поставлены герои В. Распутина, вы глядит бесспорным . Не ви ж у, например, связи м еж ду горьковскими Ф омой Гордеевым , Ильей и Петром Арта моновыми и проблемами «Прощания с Ма тёрой». Спорно утверждение критика, что эти герои (кстати, в «Д елэ Артамоновых» не один, а два Ильи), «если не жизнью сво ей, то утратой нравственного, человеческо го начала платили за все». Очень они раз н ы е— Ф ом а Гордеев и Илья Артамонов (речь, р азум еется, идет о старшем Илье). Ф ом а расплачивается не за утрату нравст венного начала, а за его постижение, за протест против безнравственности мира МаякинЫ'Х, а Илья вообще не очень чуток к нравственным аспектам своей хозяйни- ческой деятельности, он твердо шагает, убежденный в незыблемости создаваемо го им мироздания: «На зем ле — твое и под зем лей — твое». О Валентине Распутине много пишут, много спорят. Нет сомнения, что ещ е по явится не одно исследование его творчест ва. Но никто не смож ет игнорировать пер вой серьезной монографии, вышедшей в 1978 году в Иркутске. С ней будут в чем-то несогласны, само творчество писателя так сложно, что споры вокруг него неизбежны. Но иркутская монография останется пер вой вехой на пути изучения одного из вид ных писателей современности. Нельзя умолчать в нашем обзоре и о вышедшем в 1977 году первом том е че тырехтомного собрания писем Г. Н. Пота нина — крупнейшего исследователя Сиби ри, путешественника и этнограф а, писателя и поэта, журналиста и общ ественного д ея теля, имя которого стоит в истории русской науки рядом с именами Н. М . Прже вальского, П. П. Семёнова-Тян-Ш анского, М . В. П евцова... Публикация писем Г. Н. По танина призвана намного расширить и сде лать доступным круг до сих пор малоиз вестных или вовсе неизвестных читателю источников, чтобы дать возможность науч но решать спорные вопросы его деятель ности. Когда-то Горький назвал Сибирь «стра ной, ж аждущ ей человека». Ныне люди из всех м ест страны потянулись за Урал, чтобы принять участие в грандиозны х д е лах, здесь затеянны х, все больше и больше утоляя ее «ж аж ду человека». Но сами эти новые лю ди, так ж е, как старожилы , о дер жимы, томимы духовной ж аждой, тянутся к книжным родникам. Писатели и издательство Приангарья и Прибайкалья ум ело , с энтузиазмом делаю т многое, чтобы утолить эту ж аж ду. Но еще больше нужно сделать, чтобы книжные источники бились сильнее и были чище, как воды славного м ор я, что раскинулось близ ко от них. ♦
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2