Сибирские огни № 01 - 1979

Но достаточно было всмотреться в сюж ет­ ное построение «Д ене! для Марии», где весь финал основан на приеме недоска­ занности, чтобы убедиться в зыбкости та­ кого обобщ ения. Н адеж да Тендитник чут­ ко всматривается в сюж ет повести, улавли­ вая недосказанность. Она комментирует: «В заключающей повесть строке «Сейчас ем у открою т», выделенной в тексте, как бы обособленной, заключена гамма чувств: горькая ирония, надежда, печаль, скепсис». Какая уж тут непременная досказанность. И как бы уж е прямо полемизируя с те­ зисом о полной досказанности, Н. Тендит­ ник пишет: «В. Распутину вообще удается недосказанностью , незавершенностью си­ туаций и событий выразить многое...». Вм есте с тем Н. Тендитник не ум аляет зна­ чения образа автора-повествователя, под­ черкивает активность его идейно-нравст­ венной позиции, то, что он до конца нахо­ дится «на деж урстве у жизни». Доскональное знание всего, сделанно­ го писателем, сочетается в монографии с опорой на опыт критики. В работе привле­ каю тся высказывания Ф . Абрамова, Т. Мо- тылевой, В. А стаф ьева, А . Бочарова.,. А в­ тор цитирует и развивает сказанное това­ рищами по критическому цеху. Она исходит из документов партийной политики в об­ ласти литературы и материалов съездов партии в оценке явлений жизни и литера­ турного процесса, в частности там , где речь идет об издерж ках «почвенничества», идеа­ лизации патриархальной деревни. Но критик решительно, не огляды ваясь на авторитеты, полемизирует с упрощенным пониманием произведений Распутина, ког­ да одни, после появления «Последнего срока», с радостью открывали ем у объятия, как новоявленному истинному «почвенни­ ку», а други е готовы были отлучить его от литературы за якобы противопоставление горо ду старой деревни. «Площ адка», с которой начался творче­ ский взлет В. Распутина, очерчивается в мо­ нографии строго и точно — это советская литература 60-х годов с ее активными по­ исками и «подъемом общ ественного созна­ ния», с выдвижением в поэзии и прозе мно­ гих новых имен, и подъемом творческой активности многих писателей старш его по­ коления, творческому опыту которы х чут­ ко внимала молодож ь. Из зарубеж ны х пи­ сателей, оказавших воздействие на моло­ дого Распутина, назы вается Э . М . Ремарк, у которого сибирский литератор учился «изображ ению муж ской дружбы » и «брат­ ской привязанности лю дей». Не всегда, однако, историко-литератур­ ный р яд, в который поставлены герои В. Распутина, вы глядит бесспорным . Не ви­ ж у, например, связи м еж ду горьковскими Ф омой Гордеевым , Ильей и Петром Арта­ моновыми и проблемами «Прощания с Ма­ тёрой». Спорно утверждение критика, что эти герои (кстати, в «Д елэ Артамоновых» не один, а два Ильи), «если не жизнью сво­ ей, то утратой нравственного, человеческо­ го начала платили за все». Очень они раз­ н ы е— Ф ом а Гордеев и Илья Артамонов (речь, р азум еется, идет о старшем Илье). Ф ом а расплачивается не за утрату нравст­ венного начала, а за его постижение, за протест против безнравственности мира МаякинЫ'Х, а Илья вообще не очень чуток к нравственным аспектам своей хозяйни- ческой деятельности, он твердо шагает, убежденный в незыблемости создаваемо­ го им мироздания: «На зем ле — твое и под зем лей — твое». О Валентине Распутине много пишут, много спорят. Нет сомнения, что ещ е по­ явится не одно исследование его творчест­ ва. Но никто не смож ет игнорировать пер­ вой серьезной монографии, вышедшей в 1978 году в Иркутске. С ней будут в чем-то несогласны, само творчество писателя так сложно, что споры вокруг него неизбежны. Но иркутская монография останется пер­ вой вехой на пути изучения одного из вид­ ных писателей современности. Нельзя умолчать в нашем обзоре и о вышедшем в 1977 году первом том е че­ тырехтомного собрания писем Г. Н. Пота­ нина — крупнейшего исследователя Сиби­ ри, путешественника и этнограф а, писателя и поэта, журналиста и общ ественного д ея­ теля, имя которого стоит в истории русской науки рядом с именами Н. М . Прже­ вальского, П. П. Семёнова-Тян-Ш анского, М . В. П евцова... Публикация писем Г. Н. По­ танина призвана намного расширить и сде­ лать доступным круг до сих пор малоиз­ вестных или вовсе неизвестных читателю источников, чтобы дать возможность науч­ но решать спорные вопросы его деятель­ ности. Когда-то Горький назвал Сибирь «стра­ ной, ж аждущ ей человека». Ныне люди из всех м ест страны потянулись за Урал, чтобы принять участие в грандиозны х д е­ лах, здесь затеянны х, все больше и больше утоляя ее «ж аж ду человека». Но сами эти новые лю ди, так ж е, как старожилы , о дер­ жимы, томимы духовной ж аждой, тянутся к книжным родникам. Писатели и издательство Приангарья и Прибайкалья ум ело , с энтузиазмом делаю т многое, чтобы утолить эту ж аж ду. Но еще больше нужно сделать, чтобы книжные источники бились сильнее и были чище, как воды славного м ор я, что раскинулось близ­ ко от них. ♦

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2