Сибирские огни № 01 - 1979
отдает много времени и изобретательнос ти, своя нескладная холостяцкая жизнь, под конец, правда, заверш ающ аяся благопо лучной женитьбой. Но, при всей подчерк нутой прозаичности, это человек подлин ный, имеющий нравственное право за клеймить своего квартирохозяина Борзен кова словами «куркуль» и «небокоптитель». Значит ли все сказанное, что только на чальные страницы по какой-то случайности оказались «заляпанными» разного рода ошибками, а все остальное в «Затерянном поле» безупречно. Нет, конечно. И в даль нейшем встречаю тся неудачные м еста. Я уп рекнул бы автора в злоупотреблении не понятными профессиональными словами. «Шпоны д р уги е 'в о зьм и , они там рядом с гартом леж ат»,— говорит один из персо нажей рассказа «Поездка в гарнизон», но читатель ведь не обязан знать, что такое «шпоны» и «гарт», как не обязан он знать, что тако е «дейдвудное устройство», «вклю чил брашпиль», «расхаживал по шканцу» и т. п. Встречаю тся просчеты и в построении сюж ета. В рассказе «Красные яблоки» не обоснована р азвязка, все реш ается случай но, экспром том , хотя завязка как будто обещ ала трудности и препятствия. Ябло ки — «каприз» беременной женщины, не доступны е в северной деревне, как свежая земляника в д екабре, легко достаю тся при помощи записки секретаря райкома. И все ж е издательство, при всех просче тах, сделало добро е дело , дав возможность молодом у автору выйти на разговор с ши роким читателем. С ущ ествующ ая уж е более сорока лет пи сательская организация Иркутска, объеди няющая сейчас больш ую группу талантли вых литераторов, активно работающая соседняя читинская организация, литера турное прошлое региона даю т местному литератур оведу и критику достаточно ин тересный и значительный материал для поисков, разборов и размышлений. Критик и литератур о вед В. П. Трушкин, выросший в Иркутске и создавший р яд ф ун дам ен тальных книг по истории литературы Сиби ри, успешно продолж ает здесь свои поис ки и исследования. В издательском плане 1978 года его новая работа — «Первые р у бежи» — о литературной жизни Сибири первой трети X X века. Рядом с ним Н. Тендитник — критик, чут кий к явлениям текущ ей литературы , заин тересованный литературным процессом не только своего края, но и всей страны . Она пишет о своих зем ляках — Д . С ер гееве, А . Звереве, В. Мариной и д р. Но ее инте р есует и творчество географически дале ких авторов — П. Нилина, В. Быкова, В. Ка таева, В. А стаф ьев а... Н есколько лет назад издательство выпустило сборник ее крити ческих статей «В битве за человеческие сердца» — о писателях Приангарья и З а байкалья. А в начале 1978 года вышла мо нография о В. Распутине «О тветственность таланта». Э то знаменательно, что первая моногра фия о В. Распутине появилась в издатель стве его родного города, и автор ее — местный критик. У местного критика и ис следователя свои преимущ ества. Критик- зем ляк, многие годы находящ ийся рядом с художником , знает его жизнь не «по пи санию» и даж е не «по преданию», а по собственным наблю дениям. А дальш е все уж е зависит от уровня дарования самого критика, от того, насколько он сум еет свои зем ляческие преимущ ества пустить «в д е ло» при осмыслении творчества писателя. Н. Тендитник в полной мере наделена этим дарованием. Н. Тендитник особенно внимательна к на чалу пути Распутина, всматривается в его первые шаги, выявляя в них те начала, ко торы е затем приведут В. Распутина к боль шим удачам. Сопоставление мотивов ранних книг и зрелы х навевает неожиданные ассоциации. Читателю «Прощания с Матёрой» небезын тересно будет узнать в очерке Н. Тендит ник о ранней книге Распутина «Костровые новых городов», где рассказы вается о науч но-техническом прогрессе, «ш агнувшем в таежные дебри Сибири и льды Крайнего Севера». Начинающий автор «не разд еля ет боль сторожихи Веры Абрамовны Козы ревой, которой жаль старый домик и кото рая не понимает главного: на месте избушки с чистыми половиками протянут ся большие дороги в будущ ее». Разве мож но понять всю сложность «Прощания с Ма тёрой», не зная этого ф акта литературной биографии писателя? А истоки характера распутинских старух и тех русских женщин, в обычае которых, как позднее скаж ет писатель, «устраивать свою жизнь лишь однажды и терпеть все, что ей выпадет», не будет понятен без ран него рассказа «Василий и Василиса». Критик зорко следит за изменениями в различных редакциях повестей, замечает, например, что при переиздании повести «Живи и помни» автор внес сущ ественные изменения и прослеживает их смысл и ха рактер, раскрывая всерастущ ую требова тельность художника. Критики-земляки, в отличие от своих сто личных собратьев, как правило, вниматель ны к том у о тр езку пути писателя, который вел его в больш ую литературу. Начало Распутина чаще всего видят в «Д ен ьгах для Марии», а некоторые склонны и эту по весть отнести к творческой предыстории ее автор«. С . Залы гин, например, начинает статью о Распутине так: «Валентин Распутин вошел в советскую литературу двум я свои ми повестями — «Последний срок» и «Ж и ви и помни»1. Такое исключение «Д ен ег для Марии» из литературной биографии писате ля, неверное по сущ еству, опасно ещ е и тем , что ведет к ошибочным обобщ ениям . С . Залыгин убеж ден , что характерная осо бенность повестей Распутина — их полная досказанность: «Распутин... не оставляет на наше усм отрение ничего, все реш ает сам ...» 1 «Литературная газета». 1975, 10 декабря.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2