Сибирские огни № 01 - 1979

писать книжку «о самом главном человеке на зем ле — о рабочем человеке». Это определило характер книги — ее докум ен ­ тальность, откры тую педагогическую на­ правленность. Каж дая из ее пяти глав по­ свящ ена лю дям какой-либо одной проф ес­ сии — м еталлур гам , лесорубам , горнякам , золотодобы тчикам , стекло дувам ... Только больше всего интересую т автора люди. «У к-аждого в жизни,— зам ечает он,— своя задача. Геолог ищ ет в земной толщ е по­ лезны е ископаемы е, конструктор — пути создания машины. Ж урн али ст — интерес­ ных лю дей , чтобы рассказать затем о них читателям , потому что техника техникой, а человек все ж е главное». В центре каж до ­ го очерка — выхваченный из жизни инте­ ресный человек: Владимир Ф едорович Се- лянкин — бригадир электролизников алю ­ миниевого завода, Владимир Иванович Яшкин — бригадир лесорубов, старший ма­ шинист экскаватора «ш еф -м астер» Василий Иванович Смолянинов, д рагер Георгий Не- буточиков, стекло дув Владимир Попов. Они показаны не только как работники, но и как характеры , человеческие типы. В С е- лянкине импонирует . воспитательный па­ ф о с, он видит смы сл своего дела не в том , чтобы ломать характеры рабочих, подчи­ няя их производственным задачам , «он больш е любит характеры лепить»; в Смо- лянинове — государственны й масш таб мыш ления; в Попове — артистизм . У каж-- д о го свои пристрастия, свои нравственные критерии, свое понимание лю дей, приро­ д ы ... С елянкин, наприм ер, так осмысливает истоки поведения бригадира Жидовинова, допускающ его приписки: «На такой подлог способен пойти лишь человек, который очень себя любит. Который привык, что он особенный». Не материальная коры сть, а индивидуализм — причина аморального по­ ступка «знатного бригадира». Это хар акте­ ри зует не только Ж идовинова, но й д ухо в­ ную направленность самого С елянкина. Ум естен 3 книге и образ «хозяина драгер- ки» Георгия Небуточикова, котором у «см етливая голова и крепкие руки помог­ ли подняться в пирамиде рабочих проф ес­ сий ступенькой выше, потом ещ е», пока он не стал «главным человеком на «плавучей ф абрике». И все ж е, на мой взгляд , книге недоста­ ет одной ф игуры , без которой нет никако­ го промыш ленного производства. Ф и гуры рядово го рабочего. Не бригадира, не по­ бедителя в соревнованиях, чья грудь укр а­ шена орденами. А обыкновенного тр уж е­ ника, изо дня в день честно и ум ело д е­ лающ его свое дело на соврем енном производстве, «вкалы вающ его», чтобы ма­ териально обеспечить себя и своих детей. Горький как-то сказал, что считает чин ра­ бочего самым высоким чином. Показать глубокое содерж ание тр уд а рядово го ра­ бочего, нравственное его наполнение, бла­ городство ' его цели — задача, пожалуй, самая важная. Ибо масса юношей и д еву­ ш ек, которы е придут из ш колы на стройки и рудники, ф абрики и заводы , будут, осо­ бенно в первое время, рядовыми рабочи­ ми. Вот почему большое п едагогическсе зна­ чение имел бы в книге подобного рода образ простого рабочего человека, не под­ нявшегося по «ступенькам», но тем не ме­ нее душ евно богатого, понимающ его со­ циальный смы сл то го , что он делает, свое реш ающ ее значение в жизни общ ества. «Наша культур а,— писал в свое время А . В. Луначарский,— долж на быть макси­ мально благодетельной д л я 1 то го . Чтобы таланты ... развивались возможно более легко. А для этого нужно, чтобы... наша ху­ дож ественная атм о сф ера была преиспол­ нена тоскою по новому искусству». Д ум а­ ется, что тоска по новому таланту свойст­ венна атм о сф ер е «литературного дома» Приангарья. Здесь таланты ищ ут и идут на риск, публикуя нового автора, не всегда, мож ет бы ть, до конца созревш его. Коллективный сборник «Повести» состо­ ит из тр ех произведений молоды х Непро­ фессиональны х авторов: «Бел-горюч ка­ мень» военнослуж ащ его Николая Белана, «Ленские плёсы» слесаря Василия Гинку- лова и «Солены е дороги» бывш его моряка, а ныне преподавателя речного училища Евгения Спиридонова. В аннотации к сбор­ нику сказано, что все три автора «впервые приходят к читателю со своими произве­ дениями». Разум еется, в таких случаях неизбежны издерж ки. Есть они и в повести «Бел- горюч камень» Николая Белана. В самой ф аб уле — о поисках детьми таинственного клада, столько раз уже фигурировавш его в книгах для детей и юношества. И в схе­ матичных ф и гур ах некоторы х персонажей, не исключая центрального ге р о я— брига­ дира Кузьмича, при каж дом удобном случае читающего нотации. Есть серьезны е просчеты и в стилистике повести. «Платье плотно облегало ее гибкий стан»; «В боль­ ших черных глазах вспыхнули и погасли злы е искорки»... Если бы подобные красо­ ты шли от автора, мы бы сочли, что ем у из­ менил вкус к слову. Но ведь рассказ ве­ д ется от лица мальчика-подростка Николки, ни при какой погоде не читавшего душ е­ щипательную бульварную беллетристику. Есть в повести и 'композиционные про­ счеты . Так, неоправданно много места за­ нимает образ матери Николки — Марии Ф едо ро вны — заведующ ей сельским клу­ бом . Но если не считать участия в худ о ­ жественной Самодеятельности, что не обя­ зательно связано с ее долж ностью , ничто др уго е в ее жизни не обнаруживает про­ ф ессиональны х забот. Более то го , сообща­ ется, что каж дую субботу она уезж ает с детьм и к д ед уш ке, в со седн ее село, хотя известно, что в выходные дни клубная ра­ бота бывает особенно интенсивна. И все ж е, при всех указанны х слабостях, издательство, на мой взгляд, не ошиблось, включив повесть в свою прозаическую «кас­ сету». В ее основе — история о том , как из семьи уш ел отец. Не какой-нибудь нравст­ венный ур о д или забулды га, а достойный человек, чья грудь увешана многими зна­ ками воинской доблести. И автор с глубо

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2