Сибирские огни № 01 - 1979
шева ощутима главная цель художника, его «сверхзадача» — создать эпическую ф игур у русского крестьянина, а может быть, и нечто еще более объемное — об раз русского народа. Уж е такой замах — свидетельство см елости, крупномасштаб- ности худож ественного замысла. Д аж е е с ли поставленная цель достигнута не в пол ной м ере,— самое дерзо стное стремление к большом у обобщению достойно внима ния. Как-то в разговоре с товарищами по ми нометному взводу Гневышев замечает по поводу читанных книг: «Я ведь тож е ма ленько читал их, искал себя, сравнивал с собой и не нашел». Правда, звучит эта реплика в устах Гневышева несколько ис кусственно. С уд я по его речи («я вот с ей ещ е вы ступил...», «Вот я и опеть дом а...»), он не очень начитан и вряд ли имеет право на столь серьезный вывод. Но автору реп лика необходима, она ф орм улирует его задачу: восполнить пробел в литературе, создать героя, в котором Гневышевы узна ли бы себя. Гневышев не совсем прав, полагая, что в литературе нет героя, сколько-нибудь по хожего на него. Наверное, не попался ему на глаза роман К. Ф едина «Города и годы». Иначе он узрел бы много похож его на се бя в образе солдата-крестьянина Ф едо р а Лепендина. Ф единский герой такж е небро ско даровит, наделен недюжинной см етли востью и золотыми руками. Это — русский м ужик, человек из крестьянской массы, разбуженный революцией. Евлампий Гне выш ев— из той же народной глубинки, талантливый мастер на все руки. Ф еди н ский мужик соотносится с м ягкосердеч ным интеллигентом А н дреем Старцовым. Евлампий Гневышев из повести «Раны» по ставлен р ядом с молодым и добрым офи цером в очках Труновым, как народное на чало с интеллигентским . Но главное сходство — в общ ем для них сочетании вековечной собственнической устрем ленности мужика и его трудовой за кваски, крестьянского предрассудка и рас судка. Ф единский герой польстился на доброт ные сапоги убитого немца, торчавшие на кочке, и потерял ноги. Собственническая одерж имость Гневышева такж е приводит к тяж елым потерям . Его, советского активи ста, сельсоветчика, увлекш егося обогащ е нием («за мельницу уцепился»), настолько прож гла собственность, что сельчане объ являю т Гневышева кулаком , со всеми вы текающ ими отсю да последствиями. М ного численные ретроспекции помогаю т автору показать процесс трудного выпрямления героя. В отличие от Лепендина, повешен ного врагами, его полная драм атизм а судь ба все же не столь трагична: «Не выжгли, видать, беды и испытания души его, а взрастили и направили ее. Здоровое-то от бед становится ещ е здоровее». И в годы войны, на фоне которой и показан в «Ра нах» Гневышев, до конца раскрывается таящ аяся в нем великая сила работника и воина, вобравшего в себя национальный опыт десятилетий тр уд а и сражений. И ка ж утся лишними итожащие и подсказы ваю щие авторские монологи: «Вот он, мужик, пахал, воевал, опять пахал, рвался своим путем к зажиточности, познал мертвое время, но вывели его голова трезвая и ру ки надежные на добрую доро гу...» Или: «Он такой, Гневышев, он всем помогал, да не он ли, не тот ли он человек, который мир в себе нес, и мир, и свободу, и лю бовь...» В сущности высокая' патетика таких коммюнике выражает недоверие не толь ко к читателю , но и к собственной автор ской изобразительности. Слиш ком часто приходят Гневышеву догадки о символи ческом значении своей личности Иногда он чуть не ф орм ули рует эту мысль с недо пускающей отклонений четкостью : «Тогда же Гневышев уяснять стал, что он-то сам и есть «народ», и плывет он в этом море лю д ском каплей неотделимой. Убрать каплю, и море начнет распадаться». Автор, оче видно, дорожит этим образом человека- капли и чуть дальш е, уже не совсем стили стически удачно, разверты вает его : «И по лилась опять капля по дорогам и селам , по туркестанским сыпучим пескам, по роди мым сибирским лесам ...» (Тут бы вмешать ся издательском у редактору и подсказать автору, что так «политься» капля не мож ет, ее поглотит первая ж е пядь пути, не то что туркестанские «сыпучие пески»... При всем при том Гневышев фигура дей ствительно оригинальная, выразившая ка кие-то сущ ественные черты русского на ционального характера. «— А знаете, ваши стихи музы кальны, они о тишине и покое»,— говорит лейте нант Лукахин своему суровому командиру Сопунову, тайно от окруж ающ их пишуще му стихи о природе и любви. О повести «П ередыш ка», откуда мы взя ли эти слова, можно такж е сказать, что она музы кальна и ее преобладающий мотив — поэзия тишины. Из громадной крутоверти войны автор выбрал небольшой эпизод, когда полк, только что находившийся в са мом пекле Курской битвы, получил крат кую передыш ку, чтобы привести себя в порядок и вскоре вновь занять боевые по зиции. И эта нечаянная «полоска по коя» получает вдруг лирико-философ ское осмы сление: «...как с неба, упал кусок ми ра, затем , чтобы сказать: вот какой этот желанный мир, полюбуйтесь, понаслаждай тесь им, оцените его». В этих словах ключ к пониманию всей повести: краткое время передышки как бы осветило неожиданным светом смы сл всего, что делается вокруг, ради чего в конечном счете борю тся и по гибают лю ди — ради жизни в мире, твор честве и любви. И здесь заключен актуаль ный современный подтекст «Передыш ки» — «оцените мир». И в этом смы сл разлиты х по всей пове сти многочисленных лирических пейзажей, призванных своей тихой музы кой передать красоту и естественность мирной жизни и как бы контрастировать противоестествен ной какофонии войны. Лейтенант Лукахин, шагающий «по м ягком у, нескрипящ ему снегу, как ем у казалось, по тишине», тр е петно всматривающийся в сосны, что «тя
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2