Сибирские огни № 01 - 1979

А честность зд есь такая: «Редко да метко загляды вает Д енис Дёнисыч. Бывает с д р уж ком , бывает с подруж кой. Помногу не возит, не любит больших компаний...» Ведет себя Д енис Денисыч на манер раз­ гулявш егося купчика: «Ну-ка, Юш ка, раз­ вернись!.. Неси, Юш ка, грибов, брусники, гуранью печенку. Рыбки соленой: хариуса, леночка. Коньячку подкинь, не жалей, та­ ежная душ а!» |4 «таежная душ а» с лакей­ ской угодливостью отзы вается на требова­ ния своего хозяина, словно не замечая барского тона загулявш егося хозяйчика. «— Э т мы мигом ,— суетится Ю ш ка.— Гла­ зом не моргнеш ь, как поспеет». Н ельзя сказать, что «Фиалка» нравится автору. Он даж е о суж дает ее. Самый луч­ ший герой книги, Белан, друж ески предла­ гает Д енису Денисовичу закрыть «эту вол­ чью цивилизацию». Но и он, и автор, ка­ ж ется, далеки от понимания подлинного нравственного (вернее — безнравственно­ го) смы сла то го , что происходит в «Ф иал­ ке». Великолепный Белан лишь предлагает заменить «Ф иалку» «отдельной комнатой» в ресторане. Такая замена, очевидно, вы­ глядит в глазах автора вполне уместной. Во всяком случае, он ни намеком не дает понять читателю , что его положительный герой допускает здесь нравственный про­ счет. Любопытно, что во всем остальном Д енис Денисович выступает в романе как олицетворение административной делови­ тости, честности и партийной принципиаль­ ности. В нужный момент выручает он свое­ го д р уга Белана от наветов, придумывает перевод драги, сулящий государству мил­ лионы экономии. А «Фиалка» — невинная приУоть, неприятная родинка на здоровом теле талантливого хозяйственного руково­ дителя. «П оследняя огневая» А лексея Зверева — не просто сборник повестей. Это единая, цельная книга. О бщ ее заглавие и обложка объединяю т четыре разных повести, но каждая из них — поворот одной, волную­ щей писателя темы . Герой повести «Выздоровление» капитан Д ахов не мож ет отделаться от мы слей о войне, преследующ их его и в больничной палате. «Во сне и наяву все одно и то же — война». О войне говорят кругом . «— П ере­ станьте, черт вас побрал. Перестаньте о ней. Что у вас — друго го разговора нет!..»— кричит он со седям по госпитальной койке. Но иного разговора нет и у автора книги. Он меньш е всего занят восстановлением картин войны, которую он видел не из би­ нокля, в которую он — то гда гвардии лей­ тенант, артиллерист-минометчик — с голо­ вой погрузился с лета 1942 года и из кото­ рой вышел лишь после тяж ело го ранения в ее последнюю зиму. Война волнует его как эпохальное событие в истории народа, оказавш ее колоссальное воздействие на человека, на его духовный и нравственный строй, ставш ее школой жизни, уроки кото­ рой извлечет не однс 1 поколение. Война в повестях «Последней огневой» — мерило человеческой стоимости, испытания харак­ тера, она как бы устраняет все условности и критерии мирного времени и определяет истинную ценность человека. Из четырех повестей лишь одна — «Га­ русный платок» — о днях мирной жизни. Но и здесь слышно дыхание войны. И не только на тех страницах, где о своих воен­ ных днях рассказы вает бывалый фронто ­ вик Спиридон. Войной предопределена судьба ее главного героя Миньки Осинки- на — парнишки, потерявш его отца ещ е в финскую и с тех пор взвалившего на свои неокрепшие" плечи заботы не только о се­ бе, но и о дом е, о сем ье. Он как будто похож на некрасовского мужичка с ного­ ток. Только Миньке много тр уд н ее. У него нет возможности сказать: «О тец , слышишь, рубит, а я отвожу». Он сам и «рубит» и «отвозит». Война вычеркнула из его жизни ту пору, ко>орую принято считать самой счастли­ вой. И окунула паренька в мир, густо на­ сыщенный повседневными делами и забо­ тами. Надо достать «косу новую» — подра­ стаю т травы ; надо приобрести новый хом ут — без не^о конь не конь; надо во что бы то ни стало купить на то лкучем рын­ ке в городе гарусный платок для старшей сестры , мечтающей о зам уж естве, чтобы выскочить из нищ еты ... И ничего удивитель­ ного, что зовут паренька по отчеству — Иваныч — не шутки ради, иначе не назо­ вешь «сурьезного парнишку», ставш его хо­ зяином дом а. Образом Миньки А . Зверев дополнил портретную галерею мальчишек в русской литературе новым, запоминающимся ха­ рактером . Только этим значение его пове­ сти не ограничивается. О браз Миньки в этой ладно скроенной вещи освещен об­ щей мы слью , которую можно кратко сф о р ­ мулировать так: война не только калечила человека, но закаляла его, вливала такие силы, которы е сделали его способным про­ тивостоять любым невзгодам и напастям, выдюжить при любой б еде. И в этом неж­ данный положительный опыт войны. «Не­ ужели такого человека ловкого породила та же война окаянная?» — спрашивает себя Спиридон. И в словах этих не то лько воп­ рос, но и ответ. С ередин у книги А лексея Зверева, ее сердцевину, занимает повесть «Раны». Она — центральная и по значению . Каж ет­ ся, в нее вписал автор самое дорогое и важное — свои идеалы . Она — тож е о вой­ не и ж естоких ранах, нанесенных стране, народу. Но военные эпизоды сплошь и ря­ дом перебиваю тся картинами мирного времени, которы е зд есь не просто пред­ ы стория, а сама плоть повествования, без которой просто невозможно понять хар ак­ теры и судьбы героев. И, преж де всего,— главную ф игур у повести — крестьянина Ев­ лампия Гневышева. О браз этот задум ан широко и см ело . Он живет и действует как реальное лицо, его биография подробно выписана с момента рож дения и проведена через все перипе­ тии трудной, прихотливой, полной взлетов и падений судьбы . Но за каждой чертой его облика, за каждым поступком Гневы-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2