Сибирские огни № 01 - 1979
А честность зд есь такая: «Редко да метко загляды вает Д енис Дёнисыч. Бывает с д р уж ком , бывает с подруж кой. Помногу не возит, не любит больших компаний...» Ведет себя Д енис Денисыч на манер раз гулявш егося купчика: «Ну-ка, Юш ка, раз вернись!.. Неси, Юш ка, грибов, брусники, гуранью печенку. Рыбки соленой: хариуса, леночка. Коньячку подкинь, не жалей, та ежная душ а!» |4 «таежная душ а» с лакей ской угодливостью отзы вается на требова ния своего хозяина, словно не замечая барского тона загулявш егося хозяйчика. «— Э т мы мигом ,— суетится Ю ш ка.— Гла зом не моргнеш ь, как поспеет». Н ельзя сказать, что «Фиалка» нравится автору. Он даж е о суж дает ее. Самый луч ший герой книги, Белан, друж ески предла гает Д енису Денисовичу закрыть «эту вол чью цивилизацию». Но и он, и автор, ка ж ется, далеки от понимания подлинного нравственного (вернее — безнравственно го) смы сла то го , что происходит в «Ф иал ке». Великолепный Белан лишь предлагает заменить «Ф иалку» «отдельной комнатой» в ресторане. Такая замена, очевидно, вы глядит в глазах автора вполне уместной. Во всяком случае, он ни намеком не дает понять читателю , что его положительный герой допускает здесь нравственный про счет. Любопытно, что во всем остальном Д енис Денисович выступает в романе как олицетворение административной делови тости, честности и партийной принципиаль ности. В нужный момент выручает он свое го д р уга Белана от наветов, придумывает перевод драги, сулящий государству мил лионы экономии. А «Фиалка» — невинная приУоть, неприятная родинка на здоровом теле талантливого хозяйственного руково дителя. «П оследняя огневая» А лексея Зверева — не просто сборник повестей. Это единая, цельная книга. О бщ ее заглавие и обложка объединяю т четыре разных повести, но каждая из них — поворот одной, волную щей писателя темы . Герой повести «Выздоровление» капитан Д ахов не мож ет отделаться от мы слей о войне, преследующ их его и в больничной палате. «Во сне и наяву все одно и то же — война». О войне говорят кругом . «— П ере станьте, черт вас побрал. Перестаньте о ней. Что у вас — друго го разговора нет!..»— кричит он со седям по госпитальной койке. Но иного разговора нет и у автора книги. Он меньш е всего занят восстановлением картин войны, которую он видел не из би нокля, в которую он — то гда гвардии лей тенант, артиллерист-минометчик — с голо вой погрузился с лета 1942 года и из кото рой вышел лишь после тяж ело го ранения в ее последнюю зиму. Война волнует его как эпохальное событие в истории народа, оказавш ее колоссальное воздействие на человека, на его духовный и нравственный строй, ставш ее школой жизни, уроки кото рой извлечет не однс 1 поколение. Война в повестях «Последней огневой» — мерило человеческой стоимости, испытания харак тера, она как бы устраняет все условности и критерии мирного времени и определяет истинную ценность человека. Из четырех повестей лишь одна — «Га русный платок» — о днях мирной жизни. Но и здесь слышно дыхание войны. И не только на тех страницах, где о своих воен ных днях рассказы вает бывалый фронто вик Спиридон. Войной предопределена судьба ее главного героя Миньки Осинки- на — парнишки, потерявш его отца ещ е в финскую и с тех пор взвалившего на свои неокрепшие" плечи заботы не только о се бе, но и о дом е, о сем ье. Он как будто похож на некрасовского мужичка с ного ток. Только Миньке много тр уд н ее. У него нет возможности сказать: «О тец , слышишь, рубит, а я отвожу». Он сам и «рубит» и «отвозит». Война вычеркнула из его жизни ту пору, ко>орую принято считать самой счастли вой. И окунула паренька в мир, густо на сыщенный повседневными делами и забо тами. Надо достать «косу новую» — подра стаю т травы ; надо приобрести новый хом ут — без не^о конь не конь; надо во что бы то ни стало купить на то лкучем рын ке в городе гарусный платок для старшей сестры , мечтающей о зам уж естве, чтобы выскочить из нищ еты ... И ничего удивитель ного, что зовут паренька по отчеству — Иваныч — не шутки ради, иначе не назо вешь «сурьезного парнишку», ставш его хо зяином дом а. Образом Миньки А . Зверев дополнил портретную галерею мальчишек в русской литературе новым, запоминающимся ха рактером . Только этим значение его пове сти не ограничивается. О браз Миньки в этой ладно скроенной вещи освещен об щей мы слью , которую можно кратко сф о р мулировать так: война не только калечила человека, но закаляла его, вливала такие силы, которы е сделали его способным про тивостоять любым невзгодам и напастям, выдюжить при любой б еде. И в этом неж данный положительный опыт войны. «Не ужели такого человека ловкого породила та же война окаянная?» — спрашивает себя Спиридон. И в словах этих не то лько воп рос, но и ответ. С ередин у книги А лексея Зверева, ее сердцевину, занимает повесть «Раны». Она — центральная и по значению . Каж ет ся, в нее вписал автор самое дорогое и важное — свои идеалы . Она — тож е о вой не и ж естоких ранах, нанесенных стране, народу. Но военные эпизоды сплошь и ря дом перебиваю тся картинами мирного времени, которы е зд есь не просто пред ы стория, а сама плоть повествования, без которой просто невозможно понять хар ак теры и судьбы героев. И, преж де всего,— главную ф игур у повести — крестьянина Ев лампия Гневышева. О браз этот задум ан широко и см ело . Он живет и действует как реальное лицо, его биография подробно выписана с момента рож дения и проведена через все перипе тии трудной, прихотливой, полной взлетов и падений судьбы . Но за каждой чертой его облика, за каждым поступком Гневы-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2