Сибирские огни № 01 - 1979

О ткры тием для меня был роман о граж ­ данской войне Станислава Китайского «По­ ле сраж ения». И здан он б е з особы х пре­ тензий: газетная бум ага, м ягкая, д алеко не зазы вная, облож ка... Но, как говорится, по о деж ке лишь встречаю т... Уж е с первы х страниц захваты вает р е д ­ костная по психологической остроте ситуа­ ция: о тр яд у чоновцев приходится воевать с остатками белобандитской шайки, кото­ рыми верховодит ж енщ ина. «Лучше при­ брать взвод м уж иков, чем одну бабу»,— р ассуж д ает чоновец Дмитрий Бутаков, хо­ тя он хорошо понимает, что баба эта — «зверю га редко стн ая», что жертвами ее м еткого глаза и беспощ адно твердой руки уж е стали многие его товарищи по о тр яд у. Роман о граж данской войне неизбежно приобретает в 70-е годы нравственно-фи­ лософ ский хар актер : к собы тиям более чем полувековой давности писатель наше­ го времени обращ ается не д ля то го , р азу­ м еется, чтобы худож ественно рекон струи­ ровать эпизоды тех лет, ко гда в кровавы х боях завязы вался новый, социалистический строй жизни. Такие книги С ер гея Залы ги­ на, как «С оленая Падь» и «К ом и сси я», за­ хватываю т, преж де всего, проникновением худож нической мы сли в глубины прош лого так, что она высвечивает истоки, от кото­ ры х бер ут начало половодье соврем енной жизни и корни хар актер а нынеш него че­ ловека. И «Поле сраж ения» С . Китайского нахо­ дится в р усле общих исканий со ветско го ром ана наших дней. Э то о тразилось уж е в построении книги: ее сюж ет перебивается вклинивающ имися в историческое повест­ вование главами о со врем енности, в ко­ торы х м оло дой учитель Валерий Бутаков — сын одно го из героев-партизан — пишет дип лом н ую работу о граж дан ской войне в своем районе, докапы ваясь до истинной сути событий и подлинной роли их участ­ ников. Вся худож ественная ткань ром ана пропи­ тана мы слью , р азд ум ьям и о прош лом в со ­ отнесении с соврем енно стью , стр ем лен и ­ ем понять го ды гр аж дан ской войны так, чтобы они помогли осветить наше врем я. И ключевой смы сл приобретаю т зд е сь сло ­ ва о дно го из персонаж ей — м естно го исто­ рика и кр аев еда: «М ож ет, сам ое у д и ­ вительное в том , какой больш ой ш аг к че­ ло веку б уд ущ е го сделали лю ди за эти го­ ды . Не о тд ельны е личности, а все лю ди ... Я иногда склонен д ум ать, что история — это повесть о превращ ении обезьяны в че­ ло века. А мы изучаем д аты , войны ... М е д ­ ленный это процесс — очеловечение лю ­ д ей. К несчастью , ещ е и обратим ы й...» Вот в словах об «обратим ости» процесса очеловечения видится нами актуальны й смы сл ■повествования о собы тиях бо лее чем полувековой давности. В м ире идет борьба за необратим о сть, и каж д ая ее бит­ ва против те х, кто хо тел бы повернуть историю вспять — а их нем ало и в наше вы со коразвито е вр ем я,— есть ступень на пути к во схож дению чело века. Не в этом ли по дтекст названия романа? «П оле ср а­ ж ения» гр аж дан ско й войны — это поле битвы за н еобратим ость чело века. С тан о ­ вятся понятными проходящ ие в ром ане многочисленны е картины уж асны х собы ­ тий, ко гда ты сячи лю дей страдаю т и гиб­ нут, порой не понимая то лком , « ку д а вле­ чет нас рок событий». С траш ным было то, что в кровавой сум ато хе войны и н еразбе­ рихе схваток политических групп и группи­ ровок лю ди , не дур ны е сами по себе в о тдельности, нередко превращ ались в не­ управляемы е и б езум ны е то лпы , спо соб­ ные, подобно таеж ном у пож ару, со кр уш ать все на своем пути. Против обратим ости процесса становле­ ния человека направлена энергия и страсть центрального героя «Поля сраж ения» — сына сибирского миллионщ ика А л ексан др а М аш арина, прочно и навсегда прим кнув­ ш его к д е л у Ленина. П роисходит это не сразу. Инженер М ашарин д о лго верит во все­ исц еляющ ую силу техн и ческо го про грес­ са. Он у б еж д ен , что « Э д и ссо н двинул мир дальш е, чем все наши револю ции». Под во здей ствием неумолимой логики собы тий он приходит, о днако , к вы во ду, что про­ гр есс сам по себ е ничего не р еш ает, что «м ен ять н адо ... основы российской д ей ст­ вительности». И он всей силой сво его ум а, всеми знаниями, всем се р д ц ем о тд ается револю ции. Ем у н елегко , ненависть «сво­ их», видящ их в нем о тщ епенц а, сочетается с недо вери ем некоторы х то варищ ей, не спо собны х простить М аш арину его проис­ хож дени е и не верящ их в его искренность. Н ельзя сказать, что выбор гер о я совсем неож идан. С о ветская л и тер атур а зн ает не­ м ало вы ходцев из бурж уазн о -дво р ян ско й ср еды , прим кнувш их к револю ционном у движ ению . Вспомним хотя бы «белы х во­ рон» Горько го , вплоть д о м о ло д о го Ильи А р там оно ва. Или Вадим а Рощ ина — одну из важнейших ф и гур тр илогии «Хож дени я по м укам ». А л е к са н д р М аш арин — новый поворот этой тем ы , он поставлен в центр книги и исследован всесторо нн е. Во весь ро ст поставлена и проблем а судеб той ча­ сти интеллигенции, которая о со зн ала о бр е­ ченность контрреволю ционного «дела» и, н ахо дясь п ер е д историческим выбором , честно и б езр азд ел ь н о приняла идеалы социализм а, не убо явш и сь и зд е р ж е к тако ­ го р азлад а. О дин из скво зны х конф ли кто в ром ана — реш и тельно е и беском пр ом и ссно е непри­ ятие М аш арина бо льш евиком -чекистом Горловы м . Д л я Горлова социальное проис­ хож дени е М аш арина — ф акт, д етер м и н и р у­ ющий его как классо во го врага. Как бы го­ рячо и сам о о тверж енно ни бо р о лся за револю цию М аш арин, какими засл угам и ни о брастало бы его участи е на сторон е н ар о да,— все это не спо собно зачеркн уть или д аж е затуш евать в гла зах Горлова то­ го , что А л е к са н д р р о д и л ся в сем ь е купца, что «воспитали его наши классо вы е враги». В этом столкновении с М аш ариным у зк о ­ лобо го ф ан атика Горло ва, устр ем ленн о го на «м ир о вую рево лю ц ию », не ум ею щ е го и не ж е лаю щ его р азум н о р азо б р аться в р е­ альны х собы ти ях, автор развенчи вает аб­ страктны й 1р ом ан тизм и волевой суб ъ екти ­ визм , принесший сто л ько гор я и несчастий н аро ду в разны е п ериоды револю ции.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2