Сибирские огни № 01 - 1979

родные м еста: много бер ез и осин, много болот. Но... октябрь на дворе, у нас д ам самое дож дливое врем я, а тут сухо , сол­ нечно... На станции Лебяж ья оты скал экспедицию совхоза. В просторной комнате четыре ж елезны х кровати, на каждой три доски. Ни матрацев, ни подуш ек... Экспедитор, проверив мои докум енты , «порадовал»: — Д о совхоза сто д есять верст, когда б удет транспорт, сказать тр удно . Телефона в совхозе нет... У меня в кармане оставался рубль бум аж ­ ный и сколько-то серебр ом и м едью . Утром пошел на базарчик у вокзала, купил не­ большой пшеничный калач за рубль. Были и большие калачи, но те по два рубля... Второй день прожил так, без еды ... На третий пошел ры скать по райцентру. В о д­ ной столовой продавали свободно суп с какой-то незнакомой мне крупой, но хле­ ба не давали: он только по карточкам ... Съел суп , вечером ещ е тар елку взял, и все мои деньги иссякли. Но прибыл и транспорт: десять пар во­ лов, запряж енны х в ф ургоны . Они привез­ ли м еталлолом , а обратно грузов было ма­ ло, потом у я получил «персональный ф у р ­ гон» — залег в нем. Волы шагали медленно, тряски не бы ло, хорошо дрем алось. Тем более, что солнце пригревало. Ночью , ког­ да подводчики остановились на ночлег в березовом л есу, было уж е прохладно, но зато всю ночь горел костер, можно обо­ греться. Добрались на третий день. Из бесед с возчиками кое-что узнал о совхозе. Он большой — семь ^ферм, самая близкая от центральной усадьбы в двенадцати кило­ метрах, а дальняя — в сорока. Усадьба рас­ положилась в деревн е Больше-Каменное, на территории колхоза. В совхозе только коров бо лее четырех ты сяч... Двенадцать тракторов колесны х! Это впечатляло. Д о того я лишь один раз видел трактор на станции Удом ля — на родине. К том у вре­ мени во всем нашем районе тракторов бы­ ло два или три. А тут — двенадцать! Внут­ реннее волнение охватило меня, когда наш обоз въезжал в деревню Больше-Каменное, когда двигался по единственной ее улице, протянувшейся вдоль большого озера ки­ лом етра на два. Таких больших деревень на моей родине не бы ло... I II С овхоз раскры вался передо мною посте­ пенно, я с ж адностью впитывал в себя все, что узнавал о хозяйстве, о его лю дях. Не потому ли и д о сих пор все отчетливо пом­ ню : названия поселков, имена десятко в лю ­ д ей, все малые и большие события того времени. Больше-Каменский м ясосовхоз самостоя­ тельно действовал лишь первый год. А до этого входил в состав М окроусовского, усадьба которого разм ещ алась в райцент­ ре. Д иректором М окроусовского совхоза, как мне рассказали, был Ф е д о р Трофимо­ вич Акимычев. Ещ е не видя его (а увидал лет пятнадцать спустя), я почему-то ясно представлял себе Акимычева, его голос: / твердый, командирский. Был он в годы вой­ ны в буденновской коннице, командовал полком. И, оказавшись в 1930 го ду на посту директора М окроусовского совхоза, про­ долж ал «ком андовать». Как рассказывали, любил промчаться верхом на лихом коне, ради этого приказал своим помощникам купить лучших бегунцов. Любил Ф е д о р Трофимович е зд у и в обычном коробке, впряженном в пару или в тройку бы стры х коней. Появление его в зонах (так то гда на­ зывались отделения совхоза) всегда было неожиданным, осмотры проводил торопли­ во, распоряжения отдавал, как воинские команды . Впрочем, как мне теперь д ум ает­ ся, это не потому, что директор не имел желания советоваться с заведующ ими зо­ нами или специалистами, а потому, что все его помощники были новичками в совхоз­ ном д еле и в большинстве — малограмот­ ными. М ного рассказывали о легковой машине, которой добился Ф е д о р Трофимович. Была она ам ериканского производства, мало­ сильная, с низкой посадкой, пригодна толь­ ко для асф альтовы х доро г. Чтобы проехать , от квартиры директора до совхозной кон­ торы, надо было миновать мост через реч­ ку и подняться в гору, О днако машине вползти в гору удавалось не всегда. Но Ф е д о р Трофимович соблюдал этикет. Не ем у, директор у гигантского совхоза, ходить пешком по улицам райцентра. И когда ма­ шина застревала на подъем е, он приказы­ вал ш оф ер у пригнать пару своих выездны х лош адей, их припрягали к машине, и они подвозили ее к конторе. Только то гд а А ки­ мычев покидал свою легковуш ку. Много говорили и о хозяйственном раз­ махе А кимычева: приказал скупить для совхоза дом а раскулаченны х по всей окру­ ге. Потом это оказалось кстати. Постепенно я ознакомился с историей строительства совхозов в Сибири. Тут мно­ го интересного. Совхозы «Сою зскотовод- объединения», как и др уги х объединений,— свиноводческие, молочные, зерновые, со з­ давались силами акционерного общ ества, с участием ам ериканского капитала. Трак­ торы , комбайны , машины, спецо деж ду по­ ставляли ам ериканцы , они же присылали и своих инструкторов по тракторам и маши­ нам, потом у что в Сибири то гда таких спе­ циалистов не было. Ещ е на кур сах в М оск­ ве нам говорили, что по договору с амери­ канскими фирмами прибыли акционеров делились пополам. Но беда в том , что при- былей-то не получалось, и американская сторона вышла, так сказать, из компании. Сибирские совхозы , особенно животно­ водческие, в те годы сыграли особую роль. В период раскулачивания отобранный у ку­ лаков ско т исчислялся многими тысячами голов. Только что организованные колхозы не могли обеспечить прокорм и сохран­ ность этого скота, и на зем лях го суд ар ст­ венного ф он да стали создавать животно­ водческие совхозы . Их первоочередной задачей было спасти скот. О собенно много его скопилось в Барабинской степи. И Мок-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2