Сибирские огни, 1978, № 12
186 У к н и ж н о й ПОЛКИ в появлении «своего» романа национальная проза получила мощный заряд творческой энергии, обрела художественно-эстетиче ское «ускорение». Л. ЯКИМОВА В. Назаров. «Зеленые двери Земли», М., «Молодая гвардия», 1978, Г. Прашкевич. «Разворованное чудо», Новосибирск, Зап.- Сиб. кн. изд., 1978. Эти книги объединяет не только жанр, но и сама идейная направленность произ ведений, проблематика, которую можно обобщенно привести к вариантной разра ботке проблемы контактов, к моделирова нию этого процесса на разном материале, в различных пространствах и ситуациях. Авторы далеки от однозначно-оптими стического решения проблемы контактов. Оптимизм В. Назарова («Зеленые двери Земли») из отдаленного будущ его проеци руется в еще более отдаленное, писатель дает своему герою реальный шанс всту пить в обогащающий спасительный контакт с живой природой Земли при условии са моусовершенствования, большего доверия чувствам. Он констатирует невозможность контакта с природой (цивилизацией дель финов) на уровне потребительского отно шения к ней, на уровне холодного ее пре парирования, и с поэтической вдохновен ностью пишет о детях, которые, не будучи испорченными и ограниченными, уже нахо дят контакт с живым и мудрым миром вне нас. , Более жестко и публицистически заост ренно представляет себе картину контакта Г. Прашкевич («Разворованное чудо») — его герои, белые наемники в черной Аф рике, лишены чего-либо человеческого, разумного, и являющееся им «Чудо» (или как они его называют — оборотень) — воплощение неизмеримой красоты, силы, возможностей жизни.— естественно, не на ходит в этих выродках объектов для кон такта. Пока люди не решат своих проб л е м — они лишены возможности понять иные цивилизации. Проблема контактов — во-первых, проблема человечества. Г. Прашкевич называет явления своими именами — империализм, фашизм, его фантастика откровенно обличительна, и в этом ее своеобразие. Если рассказы «Я ви дел снеж ного человека» и «Сирены Летя щей» — воспринимаются как постефремов- ские и постлемовские этюды — д об росо вестные, но вторичные, то в повести «Об серватория «Сумерки» — автор достаточно самостоятелен и раскован,- он призывает к борьбе до конца, он актуален, ибо борьба с фашизмом в любых его проявлениях пе рестанет быть актуальной только после полного исчезновения этой болезни чело вечества. Здесь контакт — это бой, силы зла кон кретны в своих истоках, сущности и прояв лениях. Не так линейно решает этот вариант контакта В. Назаров в повести «Силайское яблоко», где причина зла слилась со след ствием, растворилась в каждой клетке то талитарной системы планеты Свира, зло стало нормой жизни свирян. Детективный сюжет повести пытается, но не может пол ностью увести нас от мысли о том, что, на мереваясь переустроить мир, следует на чинать с самого себя. Эта сатирическая повесть, блестяще начатая, постепенно со шла на рядовой фантастический детектив. Горько думать, что к ее страницам уже никогда не прикоснется рука автора, та лантливого фантаста из Красноярска, мно гого не успевшего сделать... Произведения обеих книг несут много попутной, фоновой информации, что дела ет чтение этих книг не только полезным, но и интересным. В. Назаров увлекательно, красочно, образно описывает подводный мир. Г. Прашкевич насыщает текст пове стей реальными документами, массой не придуманных деталей (правда, порою , как с цитированием договора в «Разворован ном чуде»,— документы наивно беллетри- зированы). Обе книги снабжены содержательными предисловиями признанных авторитетов фантастической литературы Александра Казанцева (книга Г. Прашкевича) и Алек сандра Осипова (книга В. Назарова). Произведения обеих книг — актуальны. Они обращены в будущ ее как документ современности. А. ВАШУРИН Анатолий Кобенков. «Два года». Стихи. Ир кутск, Вост.-Сиб. кн. изд., 1978. Стихи Анатолия Кобенкова скорее не ра циональны, а интуитивны. Они просты и не посредственны, автор не слишком строг в соблюдении размера, ритма, не сильно озабочен выбором рифм, порой просто неряшлив в стихе, хотя, надо полагать, он в достаточной мере знаком с основами сти хосложения. Тем не менее стихи А. Кобен кова трогаю т доверчивой откровенностью. Это и делает их не лишенными интереса. И правильно пишет критик Владимир Гу сев в своем предисловии, что творческая манера А. Кобенкова «плохо поддается логическим определениям, но зато не уклонно свидетельствует о жизни, об ода ренности». «Два года» невелики по объему, и про честь их можно за тридцать-сорок минут. За это время вы сумеете окунуться в под робности армейского быта, побываете на танцах в солдатском клубе, на ночном де журстве, почувствуете радость первого увольнения, совершите марш -бросок, встре тите приход осени и, наконец, вернетесь домой к любимой жене и сыну. Уже не я по ледяной дороге пройду в строю, подковками звеня. и в темноте. по боевой тревоге, мой старш ина разбудит не меня. На этих стихах мы наглядно убеждаемся в том, что автору удалось, выражаясь во енным языком, совершить марш -бросок от
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2