Сибирские огни, 1978, № 12

186 У к н и ж н о й ПОЛКИ в появлении «своего» романа национальная проза получила мощный заряд творческой энергии, обрела художественно-эстетиче­ ское «ускорение». Л. ЯКИМОВА В. Назаров. «Зеленые двери Земли», М., «Молодая гвардия», 1978, Г. Прашкевич. «Разворованное чудо», Новосибирск, Зап.- Сиб. кн. изд., 1978. Эти книги объединяет не только жанр, но и сама идейная направленность произ­ ведений, проблематика, которую можно обобщенно привести к вариантной разра­ ботке проблемы контактов, к моделирова­ нию этого процесса на разном материале, в различных пространствах и ситуациях. Авторы далеки от однозначно-оптими­ стического решения проблемы контактов. Оптимизм В. Назарова («Зеленые двери Земли») из отдаленного будущ его проеци­ руется в еще более отдаленное, писатель дает своему герою реальный шанс всту­ пить в обогащающий спасительный контакт с живой природой Земли при условии са­ моусовершенствования, большего доверия чувствам. Он констатирует невозможность контакта с природой (цивилизацией дель­ финов) на уровне потребительского отно­ шения к ней, на уровне холодного ее пре­ парирования, и с поэтической вдохновен­ ностью пишет о детях, которые, не будучи испорченными и ограниченными, уже нахо­ дят контакт с живым и мудрым миром вне нас. , Более жестко и публицистически заост­ ренно представляет себе картину контакта Г. Прашкевич («Разворованное чудо») — его герои, белые наемники в черной Аф ­ рике, лишены чего-либо человеческого, разумного, и являющееся им «Чудо» (или как они его называют — оборотень) — воплощение неизмеримой красоты, силы, возможностей жизни.— естественно, не на­ ходит в этих выродках объектов для кон­ такта. Пока люди не решат своих проб­ л е м — они лишены возможности понять иные цивилизации. Проблема контактов — во-первых, проблема человечества. Г. Прашкевич называет явления своими именами — империализм, фашизм, его фантастика откровенно обличительна, и в этом ее своеобразие. Если рассказы «Я ви­ дел снеж ного человека» и «Сирены Летя­ щей» — воспринимаются как постефремов- ские и постлемовские этюды — д об росо­ вестные, но вторичные, то в повести «Об­ серватория «Сумерки» — автор достаточно самостоятелен и раскован,- он призывает к борьбе до конца, он актуален, ибо борьба с фашизмом в любых его проявлениях пе­ рестанет быть актуальной только после полного исчезновения этой болезни чело­ вечества. Здесь контакт — это бой, силы зла кон­ кретны в своих истоках, сущности и прояв­ лениях. Не так линейно решает этот вариант контакта В. Назаров в повести «Силайское яблоко», где причина зла слилась со след­ ствием, растворилась в каждой клетке то­ талитарной системы планеты Свира, зло стало нормой жизни свирян. Детективный сюжет повести пытается, но не может пол­ ностью увести нас от мысли о том, что, на­ мереваясь переустроить мир, следует на­ чинать с самого себя. Эта сатирическая повесть, блестяще начатая, постепенно со­ шла на рядовой фантастический детектив. Горько думать, что к ее страницам уже никогда не прикоснется рука автора, та­ лантливого фантаста из Красноярска, мно­ гого не успевшего сделать... Произведения обеих книг несут много попутной, фоновой информации, что дела­ ет чтение этих книг не только полезным, но и интересным. В. Назаров увлекательно, красочно, образно описывает подводный мир. Г. Прашкевич насыщает текст пове­ стей реальными документами, массой не­ придуманных деталей (правда, порою , как с цитированием договора в «Разворован­ ном чуде»,— документы наивно беллетри- зированы). Обе книги снабжены содержательными предисловиями признанных авторитетов фантастической литературы Александра Казанцева (книга Г. Прашкевича) и Алек­ сандра Осипова (книга В. Назарова). Произведения обеих книг — актуальны. Они обращены в будущ ее как документ современности. А. ВАШУРИН Анатолий Кобенков. «Два года». Стихи. Ир­ кутск, Вост.-Сиб. кн. изд., 1978. Стихи Анатолия Кобенкова скорее не ра­ циональны, а интуитивны. Они просты и не­ посредственны, автор не слишком строг в соблюдении размера, ритма, не сильно озабочен выбором рифм, порой просто неряшлив в стихе, хотя, надо полагать, он в достаточной мере знаком с основами сти­ хосложения. Тем не менее стихи А. Кобен­ кова трогаю т доверчивой откровенностью. Это и делает их не лишенными интереса. И правильно пишет критик Владимир Гу­ сев в своем предисловии, что творческая манера А. Кобенкова «плохо поддается логическим определениям, но зато не­ уклонно свидетельствует о жизни, об ода­ ренности». «Два года» невелики по объему, и про­ честь их можно за тридцать-сорок минут. За это время вы сумеете окунуться в под­ робности армейского быта, побываете на танцах в солдатском клубе, на ночном де­ журстве, почувствуете радость первого увольнения, совершите марш -бросок, встре­ тите приход осени и, наконец, вернетесь домой к любимой жене и сыну. Уже не я по ледяной дороге пройду в строю, подковками звеня. и в темноте. по боевой тревоге, мой старш ина разбудит не меня. На этих стихах мы наглядно убеждаемся в том, что автору удалось, выражаясь во­ енным языком, совершить марш -бросок от

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2