Сибирские огни, 1978, № 12
у к н и ж н о й п о л к и 185 Пока действие романа предстает в приз ме воспоминаний героини, в нем находят место главным образом те лица и события, которые связаны с ее жизнью , но как толь ко вступает в свои права собственно автор ское повествование, в романе обретают больш ую самостоятельность и те сюжет ные линии, которые непосредственно не связаны с раскрытием характера героини. Это существенно расширяет и углубляет об щ ую картину действительности, воссозда ваемую в романе. Здесь находит отраже ние и жизнь молодого алтайского колхоза перед войной, и происки классового врага, затаившегося еще со времен гражданской войны и настороженно выжидающего свое го часа, и Отечественная война. ' Но главный смысл романа кроется, ко нечно, в его центральном образе. Перед нами женщина, устоявшая перед напастями судьбы в тяжелых обстоятельствах, сохра нившая и свое женское достоинство, и гражданскую ответственность перед обще ством. Выстоять, не сломиться помогла ей вера в гуманные и справедливые основы советского общества. Удивительная вос приимчивость Арины к добру, ее тяга к знанию, духовному росту, нравственному совершенствованию оказались глубоко со звучны духу советской действительности, предоставившей каждому человеку бога тые возможности для развития личности. «Время теперь такое»,— размышляет Арина. Заслуженно снискала она уважение од носельчан, избравших ее председателем колхоза «Дьяны дбол». Главное, что за ставляет их проникнуться особым довери ем к Арине,— это остро развитое в ней чувство сопричастности общему делу, вера в его прочность, целесообразность. К несомненным достоинствам романа Л. Кокышева относится многокрасочность его повествовательной манеры. Читатель проходит через богатую гамму эмоций. Одни сцены романа волнуют до слез, дру гие вызывают чувства гнева или радости. Как произведение истинно народное, ро ман при всей серьезности его содержания, исполненного местами драматического на пряжения, искрится юмором . Светлую улыбку вызовет, например, у читателя сце на приобщения старых алтаек к ликбезу,' когда они приходят на урок, невозмутимо попыхивая трубками, а уходят не по звон ку, а по «требованию» закипевшего на огне казана. Национальную самобытность романа с особой силой оттеняет насыщенность фольклором. Любимые жанры писателя в этом плане — пословицы, поговорки, лири ческие песни; и используются они главным образом в речи персонажей. Через песни писателю хорошо удается показать свойст венную его народу тонкость душевных пе реживаний, глубину чувств, поэтичность мышления, а через пословицы и поговор ки — богатый опыт его тяжелой жизни в прошлом («куда камень бросят — там и ле жит, куда девушку у ве зут— там и останет ся», «худой конь поправится — лягучий станет, человек из бедности выбьется — хвастливым станет»), меткость и остроту народного слова («худая собака сзади хва тает, «худой человек за глаза говорит», «лучшая из земель — болото, лучший из мужчин — сураз» и т. д.) Вовсе не задаваясь целью дать всеохват ный анализ романа «Арина», мы привлекли внимание лишь к тем его сторонам ' и осо бенностям, которые позволяют решить принципиальный вопрос о его месте в истории национальной литературы. Обра щение к узловым пунктам жизненного пу ти алтайского народа, к переломным мо ментам его истории, проблемность содер жания, изображение человеческого харак тера в фокусе общественных сдвигов — все это дает основание видеть в произве дении Л. Кокышева первый национальный роман в алтайской литературе, от которо го следует вести историю «большой про зы» в ней. В романе «Цветок степей» тоже а центре внимания автора — алтайская женщина, юная чабанка Дергелей Иришева. Писатель любит свою героиню, поэтизи рует ее облик, символизируя его в образе неприметного, но прекрасного цветка -по имени танталай. В суровых условиях взращен и характер Дергелей. Радостного, беспечного детства лишила ее война. Оставшись без отца, вое вавшего на фронте, и матери, ставшей жертвой печальных обстоятельств, Д ерге лей мужественно взяла на себя тяжелые обязанности: по ее настоянию за ней закре пили отару, которую пасла ее мать. Дергелей покоряет своей внутренней красотой. Писатель прилагает немало уси лий, чтобы показать, с какой неотвратимой логичностью приходят к ней и прочность общественного положения, и признание односельчан, и трудовая слава. Эмоциональная атмосфера произведения такова, что несмотря на четкую социально- психологическую очерченность образа ге роини, невольно рождаются фольклорные ассоциации. Близость всего образа жизни Дергелей к народному нравственному идеа лу, народному представлению о достоинст ве женщины и человека заставляет чита теля вспомнить многочисленные варианты сказки о Золушке, которую судьба щедро вознаграждает за духовную стойкость, доброту к людям и трудолюбие. Эти ассо циации углубляет обнаженность писатель ского замысла,' определенная заданность идейно-художественной цели произведе ния. Здесь и некоторые стороны жизни алтайского колхоза в годы войны, и такой социально-значимый момент алтайской действительности, как вхождение алтайца в интернациональный состав советского ра бочего класса. Справедливости ради, следует сказать, что и по своим художественным достоин ствам «Цветок степей» уступает «Арине». События здесь не столько показаны, сколь ко рассказаны и описаны автором, беднее гамма повествовательных красок, проще композиция. Если бы «Цветок степей» по явился раньше «Арины», едва ли бы м ож но было говорить о такой же силе его воздей ствия на дальнейшие судьбы национальной литературы. Что же касается «Арины», то
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2