Сибирские огни, 1978, № 12

акиижнок т , Лазарь Конышев. Женщины. Роман. Пер. с алтайского А. Китайника. Преднсл. А. Коп- телова. Барнаул, Алт. кн. изд., 1977. Знаменательным для алтайской литера­ туры явился 1966 год, когда вышел в свет роман Л. Конышева «Арина». Это не было событием неожиданным или случайным. К созданию национального романа она шла давно и настойчиво, накапливая силы в произведениях малой прозы — повести, рассказе, очерке. Однако только к середи­ не 60-х годов настало время пожинать плоды. Давнюю устремленность алтайской лите­ ратуры к роману верно отметил А. Л. Коп- телов. «Рано скончавшийся Павел Кучияк,— писал он в 1970 году в «Сибирских о г­ нях»,— основоположник советской литера­ туры у алтайцев, не успел закончить рома­ на. Автором первого алтайского романа «Арина», недавно переведенного на рус­ ский язык, стал воспитанник Литературно­ го института им. Горького Лазарь Кокы­ шев». Рождение первого национального рома­ на — это момент, который литературоведе­ ние закономерно рассматривает как пово­ ротный в истории любой литературы. Рождение «своего» социально-психологиче­ ского романа — свидетельство идейно- эстетической зрелости национальной лите­ ратуры) роста исторического самосознания народа, которому она принадлежит. Л. Кокышев обратился в «Арине» к воспроизведению времени, отмеченного чертами исторической переломности и сыгравшего определяющ ую роль в станов­ лении советского характера алтайца. Путь, пройденный Ариной,— это путь ты­ сяч алтайцев, пробужденных Октябрем к новой жизни, и в этом смысле значение романа Л. Кокышева шире и глубже, чем только изображение судьбы одной жен­ щины. В центре романа Л. Кокышева стоит лич­ ность, красота и сила которой проявляется в стремлении постичь Время, его социаль­ ный и исторический смырл. В самом времени, разрушающем устои старого, черпает она силы для того, чтобы противостоять тем порядкам, которым ве­ ками бездумно подчинялись ее сородичи. Нарушая вековой обычай рабского подчи­ нения мужчине и рискуя навлечь на себя недовольство сородичей, Арина бежит из дома своего мужа, чтобы участвовать в об­ щественном строительстве наравне со всеми. Роман широко раздвинут во времени. Главные его события проходят через годы войны, и сцена возвращения демобилизо­ ванных солдат домой завершает его. В жанровом отношении «Арина» — это ро­ ман судьбы, роман характера, воссоздан­ ного в тесной связи с движением общест­ венной жизни. Л. Кокышев уверенно владеет способно­ стью построения романного действия. Он не идет по пути наименьшего сопротивле­ ния — хронологически-последовательного авторского повествования, а прибегает к сложной форме композиции, широко ис­ пользуя фабульные перебивы, временные сдвиги и перемещения. Роман открывается главой, рассказыва­ ющей о рождении у Арины четвертого ре­ б е н ка — сына Аржана. Событие, которое в соответствии с фабульной последователь­ ностью романного действия относится к его середине. Затем большая часть пове­ ствования развертывается в форме воспо­ минаний героини. Рождение/ ребенка встревожило душу, всколыхнуло память, заставило оглянуться на прожитые годы. Вспомнились обманутая юность, закон­ чившаяся браком с нелюбимым. Бегство из его дома, вопреки вековым запретам. М о ­ лодость, совпавшая с годами гражданской войны. Зверское убийство матери бело- бандитами и горькая участь отца Санала, попавшего в тенета контрреволюционного заговора. Возвращение односельчан к мир­ ной жизни и первые попытки объединиться для совместного труда. И многое, многое другое встает в памяти Арины. И первое большое, настоящее, на всю жизнь единст­ венное чувство к Одою , оказавшемуся, однако, человеком слабым и трусливым, предавшим во имя самосохранения и ее, и своих детей. Боясь скомпрометировать себя связью с дочерью человека, прошлое которого окружено подозрением, Одой не нашел в себе сил открыто встать на за­ щиту своего чувства, любимой женщины, семьи. Чейнеш, Кара, Кула, Аржан — его дети, но растут они, не зная отца, пресле­ дуемые обидной кличкой «суразята». Очевидно, именно благодаря «авторизо- ванности» воспоминаний их стык с собст­ венно авторским повествованием происхо­ дит очень плавно, почти незаметно для читательского восприятия.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2