Сибирские огни, 1978, № 12

ПО МЫСЛЕНУ ДРЕВУ 179 ликом князе Дмитрее Ивановиче и о брате его князе Владимере Андреевиче, яко по­ бедили супостата своего царя Мамая»), Эпизод «злато слово, со слезами смешанное». > Летопись: Святославъ же, то слышавъ и вельми воздохнувъ, утерь слезь своихь и рече: «О люба моя братья м сынове и муже земле Руское! даль ми бяшё богь притомити поганыя; но не воздержавше уности, отвориша ворота на Русьскую землю. Воля гос­ подня да будеть о всемъ...». Слово: Тогда великий Святъславь изрони злато слово слезами смешено и рече: «О моя сыновчя Игорю и Всеволоде! рано еста начала Половецкую землю мечи цвелити, а себе славы искати...». Задонщина: И рече князь великий Дмитрей Ивановичь: «Господи боже мой, на тя уловах, да не постыжуся в век, ни да посмеют ми ся враги моя мне». И помолися богу и пречистой его матери и всем святым его и прослезися горко и утер слезы. Как видим, автор «Задонщины» восстанавливает все то, от чего столь решительно отказался автор «Слова о полку Игоревен. Еще пример. Летопись: Й се богь казня ны, трехъ ради нашихъ, наведе на ны поганыя, не аки милуя ихъ, но насъ казня и обращая ны к покаянью... Слово: А князи сами на себе крамолу коваху, а погании сами победами нарищуще на Рускую землю... И в д ругом месте: Вы бо своими крамолами начясте наводити пога­ ныя на землю Рускую, на жизнь Всеславлю. Задонщина: 1 У Батыя царя было четыреста тысящь окованные рати, а воевал всю Рускую зем­ лю от востока и до запада. А казнил бог Рускую землю за согрешения. Заимствуя сплошь и рядом художественные образы «Слова», автор «Задонщины» совершенно не приемлет характерную для «Слова» «философию истории» и полностью смыкается в этом отношении с летописной традицией освещения событий «старыми словесы». Таким образом , идея «Задонщины» состоит не только и не столько в том, чтобы заменить знаки, выражающие в «Слове» поражение, знаками победы,— сколько б том, чтобы решить историческую тему с позиций господствовавшего мировоззрения. Автор «Задонщины» стремится решить историческую тему так же, как это делал Боян, о чем сказано сразу же и недвусмысленно: «Н ачата ти поведати по делом и по былинам. Не проразимся мыслию но земля­ ми, помянем первых лет времена, похвалим вещего Бояна, горазда гудца в Киеве. Тот бо вещий Боян воскладоша гораздыя своя персты на живыя струны, пояше рус- ким князем славы: первую славу — великому князю Киевскому И го рю Рюриковичи}, вторую — великому князю Владимеру Святославичю Киевскому, третюю — великому князю Ярославу Владимеровичю». Исследователи неоднократно привлекали это место для доказательства того,„что автор «Слова» не противопоставляет свой стиль «старым словесам»,— т. е. слогу песен Бояна. На это место ссылаются, утверждая, что в выражении «Начати же ся тъй песни по былинамь сего времени, а не по замышлению Бояню», частица не позднего проис­ хождения, что якобы у автора «Задонщины» был более исправный список «Слова», не­ 12 *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2