Сибирские огни, 1978, № 12
178 ГЕННАДИИ КАРПУНИН 2 Исследователи отмечают, что «Задонщина» — не просто подражание «Слову о пол ку Игореве»,. а «произведение, переворачивающее знаковую систему последнего, обра щающее поражение в победу, мир несчастья в мир благополучия». Действительно, если в «Слове» говорится, что «солнце ему (И горю ) тьмою путь заступаше нощь, сто- нущи ему грозою»,— то есть солнце И горю тьмою в пути заступала ночь, стонущая ему грозою (существующий перевод «солнце ему тьмою путь заграждало» вряд ли удачен, поскольку солнце — свет, а свет никак не может заграждать путь кому-либо «тьмою»; вероятнее всего, «путь» — беспредложный винительный, неоднократно употребляемый автором; «спала князю умь похоти», «копие приломити конець поля» и др.),— если в «Слове» говорится, что Игорь едет навстречу надвигающейся ночи, навстречу беде, то в «Задонщине» сказано: «Солнце ему (Дмитрию Ивановичу) ясно на востоке сияет и путь поведает», то есть здесь князь едет навстречу встающему утру, навстречу побе де. В «Задонщине» кости, которыми посеяна земля, уже не кости русских, а татар; в «Слове» — «дети бесови кликомъ поля прегородиша», в «Задонщине» — «руские сы- нове широкие поля кликом огородиша» и т. п. Особенно интересно с точки зрения мены знаков то место, где говорится об от ступлении полков: в «Слове» — «Рускыя плъкы отступите», в «Задонщине» — «Тогда поганые борзо вспять отступите». Пример, убедительно показывающий неправомер ность текстологической правки «Слова о полку Игореве»: знаковая система «переверну лась», а глагол остался тем же самым! Но мена знаков поражения на знаки победы лежит, в общем-то, на поверхности и давно объяснена исследователями как «ответ» «Слову о полку Игореве». «Куликов ская битва,— пишет, например, Д. С. Лихачев,— рассматривается... в «Задонщине» как реванш за поражение, понесенное войсками Игоря Святославича на реке Каяле, созна тельно отождествляемой автором «Задонщины» с рекой Калкой, поражение русских на которой в 1224 году явилось первым этапом завоевания Руси татарами». Однако различия в художественных системах «Слова» и «Задонщины» не сводятся только к тому, что все знаки, служащие в «Слове» знаками поражения, в «Задонщине» получают смысл победы (эти различия обусловлены, в конечном счете, разным харак тером описываемых событий: в «Слове» идет речь о поражении русских, в «Задонщине» изображается победная битва),— - читая «Задонщину», нельзя не обратить внимания на ее ярко выраженный религиозный характер. Какую бы параллель к «Слову» мы ни рас смотрели, всюду назойливо выпирают церковные образы. Вот сцена выступления в поход Игоря Святославича: «Тогда въступи Игорь князь въ злать стремень и поеха по чистому полю. Солнце ему тьм ою путь заступаше нощь, стонущи ему грозою». А' вот сцена выступления в поход Дмитрия Ивановича: «Тогда князь великий Дмйтрей Ивановичь воступив во златое свое стремя, и взем свой мечь в правую руку, и помолися богу и пречистой его матери. Солнце ему ясно на восто ке сияет и путь поведает, а Борис и Глеб молитву воздают за сродники своя». В «Слове» об Игоре сказано, что он «истягну умь крепостию своею и поостри сердца своего мужествомъ, наплънився ратнаго духа, наведе своя храбрыя плъкы на землю Половецькую за землю Руськую». Этот же момент в «Задонщине»: князь Дмит рий Иванович и брат его князь Владимир Андреевич первым делом «помолися богу и пречистой его матери», а уж потом «истезавше ум свой крепостию, и поостриша сердца свои мужеством, и наполнишася ратнаго духа, уставиша собе храбрыя полъкы в Руской земле». Клич «Слова» — «за землю Рускую»; клич «Задонщины» — «за землю Рускую, за веру христьяньскую». Существенное «дополнение»! «Слово» завершается здравицей в честь русских князей — участников похода — •и Русской земли: «Княземъ — слава, а дружине — аминь!» Концовка «Задонщины»: «Богу нашему слава!» (Интерпретация слова «аминь»!). •г Если «Задонщина» ответ «Слову», то форма этого ответа более чем категорическая. Сопоставим три произведения: летописную «Повесть о походе Игоря Святославича на половцев», «Слово о полку Игореве» и «Задонщину» (полное название: «Слово о ве-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2