Сибирские огни, 1978, № 12
* ПО МЫСЛЕНУ ДРЕВУ 171 Крупен жемчуг Со яхонтом, Хорош жених Со невестою. Да ком у мы спели, Тому добро. Кому вынется. Тому сбудется. Тому сбудется. Не минуется. Слава! Такое представление о жемчуге идет из глубочайшей древности и хорошо пр о слеживается во многих литературных памятниках. Укажем хотя бы на «Песнь о жем чу жине», замечательное произведение раннехристианской поэзии, где жемчужина изображается как величайшее сокровище, которым располагает человек. Это — душа, счастье, благодать, жизнь. Обладание жемчужиной — жизнь, свет; утрата жемчужины — смерть, тьма; обр е тение утраченной жемчужины — воскресение из мертвых. Не случайно в «Слове о полку Игореве» говорится о гибели Изяслава Василько- вича: «изрони жем чюжну душу изъ храбра тела». Великий жемчуг — великая радость. Великий жемчуг, сыплющийся на лоно,— великая радость, наполняющая грудь, возвращение телу утраченного им сокровища — души, жизни. Все древние обряды осыпания — жемчугом, золотом, хмелем — означают бла годать, прибыль, живительность. Это — метафорический перенос на явления жизни 4 человека явлений природы: осыпание жемчугом и другими предметами значит для человека то же самое, что для земли дождь небесный. «И негуютъ мя»,— говорит Святослав. Нега — состояние полного довольства, ус лады по всем чувственным потребностям; упоенье, сладостное успокоенье духовное, нравственное, покойное услаждение (Даль). На первый взгляд, явное противоречие; по Русской земле разлилась тоска, а Святославу снится великая радость! Что же имеет в виду автор поэмы, говоря о великом жемчуге, который высыпа ется из худых мехов поганых толковин на грудь Святослава и приводит князя в состоя ние полного довольства? Ж ем чуг — Игорь, тулы поганых толковин — Половецкая земля, пленившая Игоря. Тулы (меха) поганых толковин (половцев) оказались худыми, и жемчуг высыпался из них. Половецкая земля не смогла удержать русского князя, он бежал из плена и вер нулся на Родину. Ж емчуг падает на грудь Святослава — Игорь припадает вновь к роди тельскому лону. Святослав олицетворяет Русскую землю, Родину-Отечество. Следующий образ (тоже один из труднейших): «уже д ьскьг безъ кнеса в моемъ тереме златовръсемъ». Наиболее распространенный перевод: «уже доски без князька в моем тереме зла- ю верхом». Комментарий: «Кнесъ (в современном русском языке — «князек») — верхнее бревно под коньком кровли. У славянских народов существуют многочисленные поверья и приметы, связан ные с «коньком»: так, считалось, что для облегчения кончины человека нужно припод нять «матицу», или «конек», что видеть во сне перерубленный или сломанный ко н е к — дурная примета, сулящая смерть или несчастия». Далее комментатор (О. В. Творогов) ссылается на М. П. Алексеева, который писал: «То, что Святослав видит во сне исчезновение «кнеса» со своего терема, не только вполне естественно, но и окончательно разъясняет ему смысл всех предшествующих примет... «кнеса» нет, доски, которые он скреплял, повисли в воздухе, и сомнений не остается: Святославу грозит гибель, смерть». Сон Святослава — «мутен», но, думается, все же не настолько, чтобы князю снил ся весь этот сюрреализм. Кроме того, в художественных^произведениях вещие сны снят ся для того, чтобы быть полным аналогом действительности. Образы сна не могут пред- - %
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2