Сибирские огни, 1978, № 12
ПО МЫСЛЕНУ ДРЕВУ 169 Тяжко ти головы кроме пленю, зло ти тепу кроме головы,— Руской земли — безь Игоря! Автор «расщепляет» смысловое «ядро» Бояновой реплики, в результате чего Идет «цепная реакция»: первая строка — «голова» и «плечи» («тяжко» Святославу Киевскому без Чернигова, без «Ольгова коганя»); во второй строке понятие «плечи» входит в более общее понятие «тело» (не только «Ольгову коганю», но всем рус ским княжествам «зло» без Киева); понятия «голова» и «тело» сменяются в третьей строке еще более общим понятием — образом Русской земли. В этой художественной форме выражен гражданский идеал автора: автор пред ставляет себе Русскую землю как существо, жизнь которого зависит только от сохран ности и согласованного действия всех его членов. Каким бы малым «винтиком» в этом организме ни был князь Игорь, без этого «винтика» не будет организма. Но и «винти ка» не будет вне этого организма. Игорь и Русская земля. Атом и космос. М гновение и вечность. Величины, каза лось бы, несоизмеримые. Но мы знаем, что атом равен космосу, а миг — вечности. Не в том ли и состоит смысл художественного творчеству, чтобы: В одном мгнОвеньи видеть вечность, О громный мир — в зерне песка, В единой горсти — бесконечность И небо — в чашечке цветка?.. 10 А втор завершает поэму: Тяжко ти головы' кроме плечю, зло ти телу кроме головы,— Руской земли — безь Игоря. Солнце светится на небесе — Игорь князь въ Руской земли. Девици поютъ на Дунай — вьются голоси чрезъ море до Киева. Игорь едетъ по Боричеву къ святей Богородици Пирогощей. Страны ради, гради весели! Певше песнь старымъ княземъ, а потомъ — молодымъ пети. Слава — Игорю Святъславличю, Буй Туру Всеволоду, Владимиру Игоревичу! Здрави, князи и дружина, побарая за христьяны на поганыя плъки! Княземъ — слава, а дружине — аминь. Обычно переводят: «Князьям — слава и дружине! Аминь». Однако в начале поэ мы автор говорит о русских воинах: «Сами скачуть, акы серый влъци въ поле, ищучи князю славе, а себе чти». Мысль эта настолько важна для него, что он высказывает ее и далее: «Русичи великая поля чрьлеными щиты прегородиша, ищучи себе чти, а кня зю славы». В финале князья обретают славу, и, таким образом, одна часть формулы — «кня зю славы» — сбывается. А другая часть — «себе чти»? Слово «аминь» ставилось в конце произведений, означая наивысшую степень славы, хвалы, чести. «Аминь» — это такря честь, которая воздавалась только богу: «слава богу», «хвала господу» и т. п.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2