Сибирские огни, 1978, № 12

ПО МЫСЛЕНУ ДРЕВУ 167 Святослав — великий князь Киевский, он — глава русских князей. Ярослав — родной брат Святослава, князь Черниговский. По отношению к Свя­ тославу, «голове», он, являясь удельным князем, был «статью» — телом, плечом (сло­ во «плечо» значило в древнерусском языке не только то, что мы подразумеваем ныне, но й «стан, тело, туловище, спина»). Уподобление государства человеческому организму — широко распространенная формула. В «Слове»: «Тяжко ти головы кроме плечю, зло ти телу кроме головы». У более позднего автора: Блажен народ! — где царь главой, Вельможи — здравы члены тела, Прилежно долг все правят свой, Чужого не касаясь дела; - Глава не ждет от ног ума И сил у рук не отнимает, Ей взор и ухо предлагает,— Повелевает же сама. Коган. Обычное понимание этого слова — «князь», то есть руководитель, глава рода, «гнезда». Однако в образной речи «князь» и «гнездо» — синонимы. В частно­ сти, именование князя «гнездом» подтверждает прозвище «Всеволод Большое Гнез­ до» (метонимическая калька титула «великий князь»), Коган (князь) — не только лич­ ный титул, но и «земля, княжество, власть, род, клан, гнездо». На это указывает сама форма выражения «Ольгова коганя»: Ольгова — притяжательное прилагательное, имеющее в виду не когана Олега, а Олегов коган. Удовлетворять такой форме м о­ жет только значение «Ольгово гнездо» — оборот, ранее в «Слове» встречавшийся! Слова «Ольгова коганя» — синоним к слову «Ярославля», поясняющий, что «статью»— телом, плечами — является руководимое и олицетворяемое чернигов­ ским князем Ярославом «Ольгово гнездо». Что такое «Ольгов коган», или «Ольгово гнездо»? Это — род Ольговичей, потом­ ство знаменитого князя Олега Святославича («Гориславича»), и его традиционное владение — Черниговская земля с уделами и «подуделами» (Новгород Северский, Путивль, Курск, Трубчевск...). «Отним златым столом» всего этого «гнезда» был Чер­ ниговский стол: «Забывъ чти и живота, и града Чрънигова отня злата стола»,— сказа­ но в «Слове» о Буй Туре Всеволоде, князе Курском и Трубчевском. Для Киева — главы Русской земли — Черниговская земля всегда была первейшей опорой — «плечами». Для Святослава же, который происходил из рода Ольговичей и до своего вокняжения в Киеве (1176 г.) был черниговским князем, образ этот имел едва ли не буквальный смысл — он как голова Русской земли вырастал непосредст­ венно из Чернигова и держался крепостью черниговских «плеч». С другой стороны, фактом своего «сидения» на Черниговском столе Ярослав во многом был обязан Святославу. Таким образом, для Святослава — «головы» — была исключительно важ­ на сохранность «плеча», а для Ярослава — «плеча, тела» — сохранность «головы». Поражение Игоря и Всеволода, больно ударив по «плечу», вывело его из строя — «А уже не виждю власти сильнаго, и богатаго, и многовои брата моего Ярос­ лава съ черниговьскими былями», и «голове» пришлось «тяжко» — «Се ли створисте моей сребреней седине!» Из чего мы заключили, что ходына — «голова», а хоти — «стать»? На эту мысль наводит выражение «Тяжко ти головы кроме плечю, зло ти телу кроме головы, Руской земли — безъ Игоря». Возникает смысл: «голова — Святославова, Ярославова, Ольгова когана,— стать (плечо, тело)». Когда же осознаешь, что дальнейшие слова («Тяжко ти головы кроме плечю, зло ти телу кроме головы, Руской земли — безъ Игоря») получаются как закономерное развитие этого образа, догадка перерастает в уверенность. Ходына. Этимологи объясняют слово ходить как принадлежащее индоевропей­ скому корню ‘ ьей-ЦьоЛ- и отсылают к слову сидеть: седети — сидети. Если все это действительно так, то отчего бы не представить себе следующее: седети — седина, ходиТи — ходына? ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2