Сибирские огни, 1978, № 12
ПО МЫСЛЕНУ ДРЕВУ 157 удовлетворил требование киевлян — выдал им коней и оружие. Он пришел, следова тельно, к власти хитростью, опершись на коней»,— пишет, например, Д. С. Лихачев. У вы !„ Летопись, откуда почерпнуты стони и оружие», не дает оснований считать действия Всеслава «хитрыми», происходящими «напоследок языческих времен». В дей ствиях Всеслава летописец не усматривает ничего противозаконного и предосудительно го. Напротив, он клеймит Изяслава, нарушившего крестное целование, а Всеслава воз величивает, показывая как истинного христианина, глубоко верующ его в «крест честный»: «В день бо Въздвиженья Всеслав вздохнув рече: «О кресте честный! понеже к тобе веровах, избави мя от рва сего». Бог же показа силу крестную на показанье земле Русьстей, да не преступають честнаго креста, целовавше его; аще ли преступить кто, то и зде прииметь казнь и на придущем веце казнь вечную». Ни о какой «хитрости» Всеслава не идет, по-видимому, речи и в «Слове о полку Игореве». Говоря «Тъй клюками подпръся о кони и скочи къ граду Кыеву, и дотчеся стружиемъ злата стола Киевскаго», автор поэмы сообщает о скачке Всеслава из «пору- ба» (рва, погреба) к городу Киеву, то есть о переходе из одного состояния в другое, противоположное: был пленником — стал властелином. Фольклорные формулы скачка: «Не было ни гроша и вдруг — алтын», «Не было бы счастья, да несчастье помогло», «Положи, господи, камушком, подними калачиком» и т. п. Стружие — венец, голова. Клюки — ноги (отсюда и множественное число — «клюками»). Всеслав уперся ногами... и скакнул... и доткнулся головой... Метафора «клюками — ногами» основана как на внешнем сходстве предметов, так и на их общей функции. Смысл метафоры — в том, чтобы резко обозначить «разность потенциалов»: клюки и стружие — низ и верх, ров и престол, тюремные кандалы и кня жеский венец... Выражение «о кони» соотносят с летописным: «Дай, княже, оруж ие и кони». «Подпръся о кони» — «оперся на коней (потребованных восставшими киевлянами)». Однако слово «конь» в тексте поэмы не употребляется. Для обозначения этого живот ного автор использует термин «комонь» («Комони ржуть за Сулою», «въвръжеся на бръзъ комонь» и т. п.). Читают также: «из окна», «оконился» (сел на коня), «оконил» (довел дело до ус пеш ного конца, достигнув престола киевского). Понимая фразы «клюками подпръся о кони» и «дотчеся стружиемъ злата стола» как потенциалы исходного и конечного, мы находим строгое соответствие: «клюками» — «стружиемъ», «подпръся» — «дотчеся». Не удовлетворяют ли той же закономерности «о кони» и «злата стола»? Кон (по Далю) — «конец, гибель, смерть»; кониться — «метать жребий». Ж ребий Всеслава — гибель усобицы, поражение, плен, «поруб», ров, яма, погреб, тюрьма. Всеслав отверг, отринул, этот жребий: он оперся о погибель и, скакнув к Кие ву, достиг могущества. Автор употребляет синонимы: кон — жребий. «Кон-жребий» и «злат стол» соотносятся так же, как «клюки» и «стружие». 6 Всеслава Полоцкого трактуют как князя-крамольника, зачинщика феодальных смут у т. п. В этом отношении его характеристика полностью совпадает с характеристикой Олега Святославича. Совпадает, разумеется, и художественный смысл образа — к исто рии родоначальника полоцких князей Всеслава Брячиславича автор «Слова», по мнению исследователей, обращается для того, чтобы на примере его злосчастной судьбы на глядно показать губительность усобиц (в современном понимании этого термина). Приведем выдержку из комментария Д. С. Лихачева: «Далее автор рассказывает о судьбе Всеслава. Его неприкаянная жизнь служит для автора «Слова» типичным примером беспокойной и пагубной жизни князя, всю свою деятельность направившего на м еждоусобны е ссоры с другим и князьями, на поиски личной «чести» и «славы». С помощ ью характеристики князя Всеслава автор «Слова» предостерегает его потомков — полоцких всеславичей... Судьба Всеслава наво
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2