Сибирские огни, 1978, № 12
ПО МЫСЛЕНУ ДРЕВУ 155 4 Культ .числа «семь» восходит к обычаям и представлениям древних вавилонян. Происхождение этого культа остается неясным, однако общий комплекс связанных с ним идей вырисовывается достаточно четко. В Древнем Вавилоне седьмой день неде ли был последним, он назывался «шаббату», что значит покой. Этому дню соответство вала планета Сатурн — как седьмая, последняя, в числе известных в то время планет (Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн). Мертвенно-желтоватый, как лицо покойника, Сатурн отождествлялся с богом Нинуртой — война, смерть. Обычай требовал воздержания от работы в последний, седьмой, день недзли. Иудеи, унаследовавшие представления вавилонян, именовали дни недели порядко выми числительными. Последний день назывался у них «шаббот», что значит «седьмой» (см. Э. Бикерман. «Хронология древнего мира». М., «Наука», 1975, стр. 55). Первые же главы Библии провозглашают седьмой день как день покоя:' бог, создавая мир, трудил ся шесть дней, а на седьмой «почил от всех дел своих». Итак, число «семь» оказывается столь плотно окруженным понятиями «покой», «конец», «смерть», что мы, по-видимому, будем недалеки от истины, если скажем, что эти понятия являются значениями слова «семь». Сошлемся также на математиков. Популярность числа «семь», по их мнению, сви детельствует о существовавшей некогда семеричной системе счета. Однако семеричная система, как и десятеричная (и как всякая другая), основана на понятии кругового цикла. Например, в полночь показание наших часов означает, с одной стороны, двад цать четыре часа, с другой стороны,— ноль часов. В десятеричной системе совпадают десять и ноль, в троичной — три и ноль, в семеричной — семь и ноль. «Семь» означает «все»: все — «ничего, никакого количества» и все — «все, пре дельное количество». Типичный пример диалектики: если наступило «все» (предельное количество), то дальше не следует ничего. Но «все» исчезает только в своем прежнем качестве: за границей предельного количества начинается новое качество. Достигнув конца, мы оказываемся у начала. Тройка, семерка, десятка — предельное количество единиц одного разряда и вместе с тем — нуль единиц следующего разряда. Совершив троичный, семеричный или десятеричный циклы, мы всегда возвраща емся к их началу, но на ином уровне (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и — 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18. 19). «Семь» — ничтожно малое семя, которое остается после плода, и — зародыш, из которого развивается новый плод. «Семь» оказалось «избранным» только по той при чине, что оно идеально выражает одну из основных идей бытия: преставление — воскресение. 8 ветхозаветном календаре эту идею воплощала суббота. Христианский календарь превратил круг в спираль: суббота («покой», «конец», «семь») была сдвинута на шестое место, а на ее место было помещено воскресенье. Такой порядок дней в соответствии с христианским таинством читается как «воскресение из мертвых». Был изменен и поря д ок следования планет, приуроченных к дням недели: Сатурн перекочевал на шестое место, а Солнце с четвертого места перешло на седьмое. Однако эти перестановки не повлекли за собой перемещения «выходного» дня. В 321 году н. э. император Констан тин специальным указом оговорил, чтобы «все судьи.., а также все ремесленники в почитаемый день Солнца отдыхали». Представления древних русичей о числе «семь» восходят, с одной стороны, к ин доевропейским прообразам, сохраняя как семантику слова «семь», так и комплекс свя занных с этой семантикой мифологических идей (отсюда роль семерки в обрядах, б устном народном творчестве); с другой стороны, определяются идеями христианства (восходящими, кстати, к тем же индоевропейским прообразам). Например, известно, что на Руси, как и во всем христианском мире, в лето 7000-е от сотворения мира ож и- далось светопреставление. Пасхалия, рассчитанная с лета 6968 до 7000 (1460— 1492 гг.), заканчивалась словами: «Доселе уставиша отцы наши держат и и паскалию, до лета седмотысящного. Не- ции же глаголят, что тогда будет второе пришествие господне».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2