Сибирские огни, 1978, № 12
154 ГЕННАДИЙ КАРПУНИН рует исследователь? Он ссылается на летописный рассказ о столкновении сборщика податей Яна Вышатича с кудесниками на Белоозере (Суздальская земля) в 1071 году. Но, во-первых, не странно, ли, что событием 1071 года Всеслав воспользовался «в сво их целях» в 1068 году? А во-вторых, достаточно послушать диалог Яна Вышатича с ку десниками («Какому богу веруете?» — «Антихристу».— «Где же он?»— «Сидит в безд не» и т. п.), чтобы заключить, что в их лице Ян Вышатич имеет дело не с реакцией древнерусского язычества, не с почитателями Перуна, Трояна, Велеса, Даждьбога и прочих языческих божеств, а с «плевелами» христианского вероучения — сектой ере- тиков-богомилов, или «хлыстов». Сошлемся на крупнейшего знатока истории тайных религиозных сект в России П. И. Мельникова-Печерского, «...во времена святого князя Владимира,— пишет он,— ...пришельцы из-за Дуная принесли на Русь не одну чистую пшеницу вселенского уче ния, но и плевелы, которыми издавна была обильна почва Византии». Среди «плевел» П. И. Мельников-Печерский называет ересь богомилов, стоявших на том, что «душа есть творенье божье, но тело, по понятиям одних сектантов, искажено при грехопа дении первых людей, по понятиям других, создано дьяволом». Летописные кудесники относятся ко второй категории. Они говорят: «Бог мылся в бане и вспотел, отерся ветошкой и бросил ее на землю. И заспорил сатана с богом, кому из нее сотворить человека. И сотворил дьявол человека, а бог в него душу вло жил. Вот почему, если умирает человек,— в землю идет тело, а душа к богу». Существует еще одна точка зрения. Утверждается, что слово «седьмой» — местои мение «самый», в древнерусской письменности служившее «для придания высшей оп ределенности», согласно чему оборот «на седьмомъ веце Трояни» надлежит читать как «на том ли веке Бояна». А. К. Ю гов, автор этой гипотезы, отмечая крайнюю схожесть и начертания и про изношения между «гнездами» слова «семь», «семый» и «гнездами» «сей» и «самый», пишет: «Нет ничего легче, как смешать при переписке и осознании древнерусского текста семый и самый, а затем сделать из этого «литературное» седьмой... И надо по лагать, что в тексте, представленном первыми издателями, церковнославянское «на седьмом» было написано кем-то из переписчиков-монахов, а у автора «Слова о полку Игоревен, скорей всего, стояло русское «на семомъ», то есть на этом именно веке»,- Хотя предлагаемые чтения в деталях несколько и разнятся, общее между ними то, что все исследователи понимают «седьмой век Трояна» как хронологическую величину, посредством которой фиксируется и определяется место в историческом процессе не которого события — «метания» Всеславом Полоцким жребия «о девицю себе любу». Если верить Б. А. Рыбакову, это событие связано непосредственно со временем исчезновения римского владычества в Северном Причерноморье; по мнению Д. С. Ли хачева, Всеслав Полоцкий «кидает» жребий «о девицю себе любу» «в обстановке под нявшихся восстаний смердов — в Киеве, в Новгороде, на Белоозере,— восстаний, сом кнувшихся с движением волхвов, с реакцией древнерусского язычества»; по А. К. Ю гову, «метание» Всеславом жребия надлежит рассматривать как связанное с периодом жизни Бояна («На том ли веке Бояна метнул Всеслав жребий о девице ему любой»). М ож но было бы показать и другие попытки решить «проблему» «седьмого века Трояна» (например, у О. Сулейменова речь идет о «седьмом веке Тьмуторокани»), но они ничего существенного не добавят к сказанному. «Проблема» «седьмого века Троя на», по-видимому, вообще не имеет решения в традиционной «геометрии» «Слова», ибо, с одной стороны, история не предоставляет нам материала, основываясь на котором , можно было бы хоть сколько-нибудь достоверно отождествить «седьмой век Трояна» с каким-либо процессом в жизни древнерусского общества, а с другой стороны, анали зируя текст поэмы, мы не находим хоть сколько-нибудь убедительных причин, идейно и художественно обусловливающих необходимость привязки такого события, как «връже Всеславъ жребий о девицю себе любу», обязательно к временам исчезновения рим ской власти в Северном Причерноморье, к «последку» языческих времен, к восстаниям смердов, движению волхвов, периоду Боянова песнотворчества, семи векам тьмуторо- канского могущества и т. п. Решение «проблемы», по-видимому, лежит в иной плоскости. \
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2