Сибирские огни, 1978, № 12
ПО МЫСЛЕНУ ДРЕВУ 153 «Полагают, что здесь имеется в виду либо Киев, либо Новгород, овладеть которы ми намеревался Всеслав. Скорее — Новгород, который Всеслав действительно пытал ся захватить, а не Киев, князем которого он оказался лишь по воле случая»,— читаем е другом . Еще большие разногласия начинаются, когда дело доходит до слов она седьмомъ ееце Трояни». По мнению Б, А, Рыбакова, автор «Слова о полку Игореве» ведет счет времени от момента исчезновения римской власти в Северном Причерноморье. Ученый пишет: «Простой арифметический расчет позволяет нам определить то время, которое поэт XII в. считал концом Траяновой эпохи: «На седьмом веце Трояни връже Всеслав жребии...». Речь идет о вокняжении Всеслава в Киеве в 1068 г. Производим вычитание: 1068 700 = 368 г. Не будем требовать от эпических произведений точности до одно го года. Около 375 г. для восточных славян в связи с готскими и гуннскими войнами кончились «века Трояновы» и началось «время Бусово», хорошо известное автору «Слова». Поражение антского Буса в причерноморских степях обыграно автором в триаде: славянский князь Бус был пленен готами в степях (в 375 г.), затем через семь веков, в 1068 г., половецкий хан Шарукан был пленен русскими, а в 1185 г. гот ские девы радовались пленению Игоря, видя в этом отмщение за Шарукана». Мы уже имели случай сослаться на второй том «Словаря русского языка XI— XV II вв.», в котором значение век — «столетие» не отмечается. Стало быть, арифмети ка неприложима к «Слову о полку Игореве». Кроме того, отправной точкой всякого летоисчисления является начало чего-либо, а не конец, ибо исчисляется время суще ствования какой-либо величины (мира, страны, церкви и т. п.). С исчезновением рим ской власти в Северном Причерноморье исчезло и ее летоисчисление. Формула же «на седьмомъ веце Трояни» требует, чтобы вычисленный срок был седьмым веком су ществования этой власти: на седьмом веке римского владычества в Северном При черноморье «връже Всеславъ жребий о девицю себе любу»! И наконец, что бы мы ни разумели «под девицей» (будущ ую жену, город — Киев или Новгород), естественно спросить: какую логическую или художественную связь мы должны усматривать между «връже Всеславъ жребий о девицю себе любу» и римским владычеством в Северном Причерноморье? Гипотеза Д. С. Лихачева: «Всеслав действует на седьмом, то есть на последнем, веке языческого бога Тро яна, иными словами — напоследок языческих времен. Значение «седьмого* как по следнего определяется средневековыми представлениями о числе семь: семь дней творения, семь тысяч лет существования мира, семь человеческих возрастов и т. д. Почему же, однако, по представлениям автора «Слова о полку Игореве» (подчеркну то нами — Г. К.) Всеслав действует «напоследок языческих времен»? Всеслав Полоц кий действует в обстановке поднявшихся восстаний смердов — в Киеве, в Новгороде, на Белоозере,— восстаний, сомкнувшихся с движением волхвов, с реакцией древне русского язычества. Всеслав воспользовался этими восстаниями и этой реакцией язы чества в своих целях». Совместив «Слово» и летопись, исследователь получает: «На седьмом (на последнем) веке (языческого бога) Трояна (т. е. напоследок язы ческих времен) кинул Всеслав жребий о девице ему милой (попытал счастья добиться Киева). Он хитростями оперся на коней (потребованных восставшими киевлянами) и скакнул (из подгороднего «поруба» — тюрьмы — наверх) к городу Киеву и коснулся древком (копья) золотого (княжеского) престола киевского (добыв его ненадолго, не по праву наследства и не «копием», т. е. не военной силой, а только древком копия, как в столкновениях между своими). Скакнул от них (от восставших киевлян, своих союзников) лютым зверем в полночь из Белгорода...». Казалось бы, все выстраивается в безупречный логический ряд: и девица, и кони, и хитрости... И все же нельзя не заметить, что, совмещая, исследователь явно «натя гивает». Главная натяжка состоит в том, что автору «Слова» приписывается представление о 60-х годах XI века как о «последке языческих времен». Какими же фактами опери
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2